19.04.2024 00:03 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Как Тимошенко прессует журналистов. Факты

Блок Юлии Тимошенко любит заигрывать с гражданским обществом. То один из ее депутатов выступит с идеей неприкосновенности для журналистов, то сама лидер блока распылится в комплиментах общественным организациям. Между тем, сказано древними, «дела говорят больше, чем слова».

Тимошенко неоднократно выступала против журналистов. О том, что Юлия Владимировна недолюбливает журналистов, знают многие. Впрочем, журналисты – лишь часть самостоятельно мыслящих людей, а Ю.Тимошенко не любит именно таковых. Будучи склонной использовать журналистов в собственных предвыборных списках – например, Андрея Шевченко (предложения войти в парламент по списку блока делались и другим известным медиа-персонажам), Ю.Тимошенко всегда преследовала, впрочем, весьма прагматичную цель: продемонстрировать избирателям, каких чудесных людей она ведет в парламент.

«Пропало все» или за что уволили Владимира Павлюка?

Любовь Ю.Тимошенко к журналистам имеет свои пределы. Эти пределы заканчиваются там, где свобода прессы ей начинает мешать. Широкоизвестный случай из последнего времени: увольнение 12 июня 2009 года журналиста и ведущего Владимира Павлюка с должности шеф-редактора информационной программы «Репортер» на Новом канале – после демонстрации записи заявления Ю.Тимошенко со словами «Пропало все».

Как и каждая, эта история имеет предисторию. Кому из контролирующих телеканалы олигархов захочется «ругаться» в Ю.Тимошенко из-за «какого-то журналиста»?

Депутат от Партии регионов, председатель парламентского комитета по свободе слова и информации Анна Герман 14 июня 2009 года призвала Ю.Тимошенко вернуть работу журналисту, который показал ролик с «Пропало все!». «Случай с увольнением журналиста за то, что он показал сюжет, где Юлия Тимошенко была выставлена не в лучшем свете, свидетельствует о существенном сворачивании свободы слова в Украине», — сказала она, — «премьер, встав на защиту журналиста, тем самым продемонстрирует, что она стоит на страже свободы слова в стране. В противном случае, сказала она, этот пример можно будет квалифицировать как беспрецедентное давление на независимых журналистов и давление на независимую прессу со стороны власти и лично премьер-министра».

14 июня 2009 года журналист Сергей Лещенко написал в «Украинской правде»: «говорят, политтехнологи Тимошенко предлагали ей выступить с заявлением в защиту журналиста, но она отказалась. Даром. Если Ю.Тимошенко проиграет выборы президента, то не в последнюю очередь потому, что журналисты почувствовали в ней опасность».

«За деревьями не видят леса»

Второй, не менее известный случай. 23 апреля 2009 года премьер прямо указывала журналистам, что им снимать, а чего не снимать. Когда премьер начала рассказывать о том, что произошло за последние четыре года с украинскими лесами, ряд телевизионных журналистов, повернувшись к операторам, дали сигнал прекратить запись. Тогда Ю.Тимошенко разразилась гневным спичем: \"Я просто знаю, что сейчас присутствующие журналисты дают команды своим операторам остановить съемку, потому что она просто не нужна. Людям не нужно знать, что 5 тысяч гектаров леса практически ликвидированы. Я просто давно заметила, что, когда поднимаются серьезные вопросы, связанные с большой коррупцией, некоторые журналисты выключают камеры\".

Ю.Тимошенко «сорвалась»? Есть веские аргументы считать, что в этой ситуации у нее просто прорвалось то «глубоко личное», что она до поры, до времени прячет внутри – журналисты должны быть просто послушными исполнительнями, участниками «подтанцовки» на постановке под названием «премьер общается с народом».

Препятствование в осуществлении профессиональной деятельности

Да простят меня журналисты, но гораздо более серьезным обстоятельством, раскрывающим суть отношений Ю.Тимошенко к прессе, чем увольнение В.Павлюка и истерика по отношению к проблемам лесного хозяйства, стало беспрецедентное решение Кабинета министров Ю.Тимошенко от 7 февраля 2008 года. Им министрам и чиновникам было запрещено говорить с журналистами без санкции высшего руководства правительства. Таким образом Ю.Тимошенко пыталась «перекрыть» возможность выброса ей \"ненужной\" информации.

Абсолютно противозаконное требование, противорячащее Закону Украины «Об информации», фактически имело целью усложнить работу журналистов по объективному освещению работы Ю.Тимошенко. Не имея (пока?) возможности контролировать журналистов, она попыталась контролировать информацию.

Разовый случай? Только в воображении тех, кто не помнит 30 января 2008, когда заседание Кабинета министров Ю.Тимошенко впервые прошло в закрытом для прессе режиме. Журналистов тогда не пустили на заседание в связи с рассмотрением вопроса о создании правительственных комитетов. Причину этого решения газете «Коммерсант-Украина» назвала пресс-секретарь премьера Марина Сорока: “мы решили дать вам и себе немного отдохнуть”. На пресс-конференции, состоявшейся после заседания, Ю.Тимошенко предложила СМИ “вместе найти оптимальный график работы”. “Пресса будет приглашаться на начало заседания Кабмина, на вступительное слово премьера, и будет присутствовать в зале до утверждения повестки дня заседания, после чего мы будем приглашать уже на пресс-конференцию”. «Полная открытость демократического правительства» — не правда ли?

Тимошенко – за уголовное преследование журналистов?

15 февраля 2009 года депутат от БЮТ А.Яценко зарегистрировал законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Украины. Согласно которому в Уголовном кодексе восстанавливается статья о клевете. «Необходимость внесения изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно возвращения уголовной ответственности за клевету, а именно за распространение заведомо ложных измышлений, позорящих другое лицо, связана с тем, что в прессе стало очень популярным распространять заведомо неправдивые, даже позорные сведения относительно граждан, являющихся публичными лицами, проникающихся вопросами создания государства, занимающихся политикой, социальными вопросами или занимающих высокие должности в центральных органах власти страны и тому подобное. Все это делается с целью их дискредитации, создания вокруг них негативного имиджа, ореола коррумпированности и противозаконности. Возвращение в Уголовный кодекс Украины нормы относительно ответственности за клевету позволит сдерживать эти «потоки грязи», — говорилось в сопроводительной записке к законопроекту, с душой написанной г-ном народным депутатом.

Сажать журналистов за клевету Яценко предложил на срок до двух лет. Гневной реакции от его партийного лидера не последовало. Законопроект может быть в любой момент проголосован в парламенте. 

Тимошенко против телеканала «Интер»

Премьеру не нравится этот телеканал. А многим премьерам до нее не нравились другие телеканалы. Но ни один из них не опускался до беспрецедентной травли этого СМИ.

22 июня 2009 года парламентская фракция БЮТ заявила, что «такой неимоверной ненависти и злости к украинскому государству, к премьер-министру, ко всему украинскому не было продемонстровано никем и никогда за все годы независимости Украины». 26 июня 2009 года уже Ю.Тимошенко заявила, что «каждый настоящий украинец не должен смотреть \"Интер\".

В защиту телеканала выступила не только Партия регионов, ее с удивлением восприняли и в Парламентской асамблее Совета Европы. Адекватно отреагировали и украинские эксперты. Шеф-редактор проекта «Телекритика» Наталия Лигачова сказала, что «БЮТ в этой ситуации отстаивает свои интересы: канал ему нужен для собственных целей».

На самом деле полуоценками здесь уже не обойтись. Когда один из ведущих политиков страны объявляет войну отдельному СМИ и клеймит каждого его зрителя – не до шуток.

Некоторые выводы

Между тем, внимательное изучение тенденции взаимоотношений БЮТ и СМИ наталкивает именно к этому, вполне определенному выводу. БЮТ не останавливается ни перед прямой дискредитацией неугодных СМИ, ни перед прямым враньем.

2 декабря 1998 года А.Турчинов, соратник Тимошенко выступил на заседании парламента с заявлением от имени партии \"Громада\" в связи с арестом П.Лазаренко в Швейцарии – это знаменитая история с панамским паспортом. «Все сообщения, распространяемые в подконтрольных государству средствах массовой информации, не подтвержденные официальными источниками, считаем очередной провокацией и фактическим продолжением курса на уничтожение оппозиции», — заявил тогда А.Турчинов. Последующие события полностью доказали правильность освещения отечественными СМИ «приключений» П.Лазаренко в Швейцарии.

В самом начале предвыборной кампании 2007 года А.Турчинов публично обвинил газету «Сегодня» в изготовлении листовок, порочащих Юлию Тимошенко. Это была откровенной ложью – у газеты не было даже технических возможностей для печати плакатов. Газета дала А.Турчинову 24 часа, чтоб он разобрался в ситуации, удостоверился, что ошибся и принес свои извинения. Извинений не последовало.

Если это политически целесообразно, БЮТ не останавливается и перед судебным преследованием журналистов. 19 мая 2005 года столичный Шевченковський райсуд Києва удовлетворил иск Ю.Тимошенко к НТКУ и автору программы \"Казна Государства». 28 сентября 2007 БЮТ начал судится с телеканалом НТН в отношении фильма «Крестная мать». И это при том, что БЮТ не брезговал пиар-фильмами о Ю.Тимошенко – например, «Мать и мачеха», который появился аккурат перед выборами 2007-го года.

Практика двойных стандартов, наезды на неподконтрольные СМИ, попытки их дискредитации – все это определенный стиль БЮТ. Реакция на то, что журналисты не любят Ю.Тимошенко, где-то интуитивно чувствуя, что она признает только контролируемую свободу слова, а где-то и на собственном опыте осознавшими, что Ю.Тимошенко по отношению к журналистике руководствуется принципом «враг или раб».

 

Виктор КОРОБКОВ, DailyUA

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 15-07-2009 16:23 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100