29.03.2024 12:49 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Приватная хитрость

Получив от Министерства экономического развития и торговли отказ на проведение специального расследования по импорту в Украину ферросплавов, группа «Приват» решила сменить тактику. Теперь упор сделан на суды, акции протеста, давление по профсоюзной линии и агрессивную PR-поддержку этих процессов.

Попытка Привата добиться введения заградительных пошлин на импорт в Украину ферросплавов потерпела фиаско. Межведомственная комиссия по международной торговле, рассмотрев заявление ОАО «Никопольский завод ферросплавов», ОАО «Запорожский завод ферросплавов» и ОАО «Стахановский завод ферросплавов», в конце ноября приняла решение о том, что проведение специального расследования в отношении импорта в Украину ферросплавов нецелесообразно. При этом звучавшие в СМИ заявления о росте импорта ферросплавов в Украину и нанесении существенного ущерба национальному товаропроизводителю министерство назвало необоснованными.

Впрочем, просто так сдаваться приватовцы не намерены: на днях подконтрольная группе Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) обратилась в Окружной административный суд Киева с требованием обязать Минэкономразвития провести расследование в отношении импорта ферросплавов. Кроме суда, ассоциация еще пригрозила написать на министерство жалобу, а также подать соответствующее обращение в Европейскую комиссию.

Стоит отметить, что эта попытка «продавить» заградительные пошлины со стороны днепропетровской группы уже не первая. Предыдущий подход к снаряду был сделан в прошлом году. Успехом он также не увенчался – почти ровно год назад антидемпинговое расследование в отношении импорта ферросплавов было прекращено. При этом власти вполне обоснованно аргументировали свою позицию тем, что объем поставок ферромарганца и силикомарганца из других стран не угрожает нанесением значительного ущерба отечественным производителям.

Не устают жаловаться ферросплавщики и на тарифы на электроэнергию, которые, по их мнению, слишком высоки. Данная проблема касается Запорожского завода ферросплавов. Как известно, В 2010 году ЗЗФ не смог выполнить норматив об отнесении предприятий к 1 классу потребления электроэнергии (ежемесячно необходимо потреблять не менее 150 млн кВт•ч) и был переведен на II класс потребления. Кроме того, в декабре прошлого года компания «Запорожьеоблэнерго» отказалось продлить предприятию аренду подстанции Ф-2, что также давало возможность предприятию получать более дешевую электроэнергию.

Стоит отметить, что ЗЗФ мог бы избежать проблем с повышением тарифов, если бы вовремя подумал о строительстве собственной подстанции. Ведь в прошлом году предприятие получило чистую прибыль в размере 106,65 млн грн. Однако акционеры ЗЗФ решили направить на выплату дивидендов 94,243 млн грн., вместо того, чтобы выделить около 80 млн грн. на строительство подстанции и навсегда решить вопрос с тарифом.

Впрочем, Приват никогда не баловал свои промышленные активы значительными инвестиционными программами. Максимум, на что они могли рассчитывать, – это поддержание имеющегося оборудования в рабочем состоянии. Стратегия господина Коломойского предельно проста и эффективна: купить подешевле, «снять сливки», продать подороже.

В борьбе за тариф производителями был организован ряд акций протеста с участием работников предприятий, в частности под стенами Кабинета министров, Запорожской облгосадминистрации, а также Минэнергоугля, которое пообещало ЗЗФ решить вопрос с продажей подстанции. Впрочем, самым оригинальным шагом стало недавнее обращение организации «Межрегиональное рабочее движение» к генеральному секретарю Международной конфедерации профсоюзов, щедро пересыпанное жалобами на якобы формальный подход к тарифообразованию в Украине.

Как уверяют ферросплавщики, высокие тарифы на электроэнергию, а также рост импорта вынудили их приостановить производство и сократить часть работников. Действительно, в текущем году наблюдается как снижение объемов производства, так и рост импорта ферросплавов. По данным ГП «Держзовнишинформ», которые озвучила ведущий специалист отдела анализа рынков труб цветных металлов и ферросплавов департамента отраслевого развития Екатерина Ефименко во время круглого стола в информационном агентстве «РИА-Новости в Украине», за 10 месяцев 2011 объем производства ферросплавов на отечественных предприятиях сократился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 1,140 млн тонн. В то же время импорт составил 218 тыс. тонн, увеличившись на 150%.

Но что стоит за этими цифрами? Почему металлурги в последнее время отдают предпочтение импортным ферросплавам? «Самый главный фактор – это цена, – уверен аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Александр Макаров. – Сейчас тот же ферромарганец можно ввезти по 1,5-1,6 тыс. долл./тонн. При этом нужно законтрактовать объем, обеспечить транспортировку, проплатить аванс, ждать ферросплавы месяц-полтора. То есть для металлургического завода даже с организационной точки зрения– это проблематично. И все равно они закупают, потому что цена даже с учетом транспортных расходов и таможенных пошлин выходит ниже, чем купить у украинских заводов».

Более высокие цены у отечественных производителей ферросплавов эксперт объясняет их желанием заработать сверхприбыль на внутреннем рынке. К тому же отношение ферросплавщиков к потребителям является достаточно жестким: «Помимо высоких цен по сравнению с импортом, украинские заводы достаточно жестки в переговорных процессах. Они требуют заключать долгосрочные контракты, выбирать гарантированные объемы», – сказал А.Макаров, напомнив о конфликте, который имел место в разгар кризиса между ЗЗФ и ArcelorMittal Кривой Рог относительно выполнения условий контракта на поставку ферросплавов.

Эксперт обращает внимание, что, по данным таможенной статистики, украинские ферросплавы экспортируются по 900-1000 долл./тонн, что гораздо ниже мировых цен. «В то же время марганцевую руду группа „Приват“ зачастую импортировала по цене в 1,5-2 раза выше мировой. Таким образом, мы имеем более высокую стоимость импорта, более низкую стоимость экспорта и на выходе заводы рисуют в украинской отчетности убытки», – сказал он.

А.Макаров также считает, что приостановка производства на ферросплавных предприятиях – объективный фактор, обусловленный снижением объемов выплавки стали во всем мире. Он обратил внимание, что даже Китай, который был локомотивом по производству стали в последние годы, в ноябре сократил объемы на 10%. Соответственно, снижение выплавки стали привело и к падению спроса на ферросплавы. «Кроме того, в условиях неопределенности и падения цен металлургические заводы стараются в первую очередь использовать складские запасы ферросплавов», – отметил аналитик Dragon Capital, добавив, что со временем складские запасы у металлургов закончатся и покупатели ферросплавов выйдут на рынок.

Ферросплавная отрасль является более гибкой и мобильной, чем металлургическое производство, подчеркивает эксперт центра CASE-Украина Евгений Дубогрыз. «В нынешней ситуации, когда падают цены на металл, руду и на прочие ресурсы, ферросплавы не исключение. И, возможно, в этот период есть стимул у собственника один выстрелом убить двух зайцев – „продавить“ свои интересы в Украине и компенсировать возможные убытки от снижения цен», – сказал он.

По мнению А.Макарова, удешевление электроэнергии для ЗЗФ – не главная цель группы «Приват»: «Для них главное желание – забаррикадировать внутренний рынок – ограничить импорт путем либо введения квот, либо пошлин. Оградив украинский рынок, можно увеличить свой сбыт на 200 тыс. тонн, это порядка 15% от производства».

По оценкам А.Дубогрыза, в случае введения импортных пошлин ферросплавы могут обходиться металлургам дороже на 15-20%. «Ситуация в металлургии последние года два невеселая, – говорит эксперт. – Рентабельность по чистой прибыли у неинтегрированных метзаводов либо отрицательная, либо в пределе 5%, и повышение цен на ферросплавы может съесть эту маржу».

Стремление группы «Приват» к монополии в сферах ее деятельности известно давно. Ярким примером служит ситуация на рынке авиаперевозок, после того как под контролем И.Коломойского оказались четыре авиакомпании. Однако если на этом рынке бизнесмен контролирует приблизительно 60%, то в ферросплавной сфере его монополия абсолютна. Теоретически, в введении заградительных импортных пошлин некий смысл мог бы быть лишь в том случае, если бы на отечественном рынке конкурировали несколько производителей. В нынешних условиях это приведет лишь к жесткому ценовому диктату со стороны Привата и росту убытков отечественных металлургов.

Не стоит забывать, что Законом Украины «О таможенном тарифе Украины» уже установлены пошлины на импорт базовых ферросплавов (ферромарганец, ферросиликомарганец и ферросилиций) в размере 2-5%. «Активность Привата в направлении лоббирования ввозных заградительных пошлин может привести к тому, что металлурги в свою очередь начнут инициировать пересмотр целесообразности и существующих пошлин. Да и Антимонопольному комитету следовало бы внимательнее присмотреться к фактическому доминированию одной группы на рынке ферросплавов», – сказал МинПрому бывший заместитель министра промышленной политики, курировавший ГМК, Сергей Беленький.

Таким образом, на пути к достижению своей цели днепропетровская группа демонстрирует изрядную хитрость, пытаясь представить объективный спад на рынке как кризис в отдельно взятой ферросплавной отрасли.

 

Василий Январев, МинПром

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 16-12-2011 20:47 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Все про: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100