29.03.2024 00:43 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Тендерная палата: медицинский рецидив-2013

На днях широкая читающая украинская общественность вспомнила о таком уникальном явлении украинской социально-экономической жизни как Тендерная палата Украины. До сих пор аналитики затрудняются определить, скольких миллиардов долларов стоила эта «общественная» организация государственному бюджету.

На самом популярном сайте отечественного Интернета, «Украинской правде», 13 мая появилось заказное интервью с Антоном Яценко, помаранчевой «тушкой», ныне бело-голубым «гением», придумавшим этот масштабный проект. На голубом глазу стриженый здоровяк, представлящийся доктором экономических наук, утверждает, что «он не имеет данных о незаконной деятельности Тендерной палаты».

Зато о коррупционной деятельности палаты написаны десятки, если не сотни обстоятельных журналистских расследований. Потому что в итоге ТПУ занималась не общественным контролем, для которого она и создавалась, а взиманием 10% с проводимых тендеров — за то, чтобы они прошли без проблем, поскольку тендерная палата могла в любой момент «завернуть» тендер как подозрительный». В итоге все окончилось весьма характерно для наших палестин. Палата разбухла от тонн тендерной документации, захлебнулась в объемах работы и подавилась нулями сумм откатов. В результате стали срываться экстренные тендеры.

Достаточно вспомнить несколько примеров: В 2006 г. на Сумщине обрушился пешеходнй мост. Под его обломками погибли двое школьников. На ремонт моста уже были выделены деньги, но Тендерная палата Украины отменила ремонт, поскольку-де тендер был проведен не по правилам. Тендерная палата блокировала закупку продовольствия для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, сорвала строительные работы на острове Змеиный и отменила выделение денег на развитие украинской культуры в Севастополе. Во всех этих (и многих других) случаях руководство предприятий и организаций «провинилось» в том, что не отстегнуло процент "тендерной мафии».

Закончилось все грандиозными скандалами, полной дискредитацией ТПУ и отменой закона о госзакупках Верховной Радой 20 марта 2008 года.

«Что было, то будет…»

Теперь на секунду представьте, сколько жизней ставилось бы под угрозу, если бы подобная структура возникал в сфере медицины. Казалось бы, вопрос жизни и смерти людей слишком остр для подобных игр. Но сама суть украинского чиновника диктует ему беспощадный алгоритм: работать поменьше, хапать побольше. А «сесть на поток» и иметь свои гешефты на «откатах» — это в данном аспекте первейшее дело для нашего бюрократа.

В результате Тендерная палата мертва, но дело ее — живет! Особенно в сфере медицинских госзакупок, где появилась своя организация, пытающаяся централизованно вершить судьбы пациентов. Особенно — выделенных на их лечение средств.

Знакомьтесь: новый и быстро растущий монстр, действующий в самых худших традициях Торговой палаты. Его имя — государственное объединение «Политехмед», счастливый правопреемник советской «Медтехники», которая некогда распределяла медоборудование по учреждениям здравоохранения.

Гособъединение, согласно уставу, «осуществляет сопровождение договоров МОЗ Украины с коммерческими организациями после проведенных МОЗом тендеров». Звучит красиво, а суть — принять товар в коробках, посчитать его и расписаться в накладной. То есть, этот советский атавизм выполняет роль простого завсклада МОЗ. Но какой чиновнику интерес с такой скучной, а главное неприбыльной работы? И бюрократическая фантазия воспарила ввысь, изобретя способ поуправлять денежными потоками целой отрасли (и, конечно, заработать себе на скромный «мерс» представительского класса).

Порадеть о своих карманах и при этом особо не напрягаться руководству «Политехмеда» помогла лазейка в уставных документах. Согласно положению о самом себе, «Политехмед» имеет право участвовать в разработке технических условий для производства медтехники и проводить экспертизу при регистрации медтехники.

Ага, мы имеем право! Тогда мы точно поучаствуем! И какое кому дело, что само объединение ни разу в реальности не сталкивалось со столь тонкой с сложной сферой как закупки медоборудования на мировом рынке. Оно никогда не участвовало в тендерах и не выступало поставщиком медоборудования, не является дистрибутором в Украине ведущих мировых производитей медоборудования, не имеет соответствующий персонал, обученный инсталляции и обслуживанию медтехники, не имеет самостоятельного опыта поставок медтехники, не имеет склада запасных частей, не имеет в своей собственности для полноценного сервиса диагностического оборудования, специального транспорта. Не имеет практически ничего, кроме наглости.

Наглость — второе счастье

Как было сказано, «Политехмед» имеет право на участие в разработке ТУ для медоборудования, которое осталось у него с советских времен. На данный момент это право, по сути, не значит ничего. Это тридцать лет назад медоборудование было сплошь советским. Сегодня закупки диктует рынок, а отечественного медоборудования, прямо скажем, на нем не так уж много. Но что значит здравый смысл, когда речь идет о миллионах долларов?

В итоге последние полгода гособъединение все шире и шире применяет практику рэкетира — создает проблему, придираясь к тендерному комитету какой то больницы. А потом проблему решает, но, естественно, не задаром: за деньги, либо за победу в тендере близкой к руководству «Политехмеда» фирмы.

Например, происходит закупка рентген-аппарата в какую-то больницу. Все в порядке, выбрали поставщика с оптимальным соотношением цены-качества, торги закрыли, все довольны. И тут выясняется, например, что концерн Phillips в ходе разработки своего медоборудования не учел предложения по ТУ от Политехмеда! Караул! Родина в опасности! Что понимают в этом самом Phillips'е о том, как надо в Украине рентгеновские снимки делать? Это «Политехмед» все знает, еще со времен гудящих, как танки (и таких же размеров), советских рентген-аппаратов производства Министерства среднего машиностроения.

Подобная практика внедряется повсеместно. «Политехмед» предъявляет надуманные претензии к тендерным комитетам лечебных учреждений по всей стране, где торги проводятся открыто и прозрачно, пытаясь добиться преференций для определенных коммерческих структур.

Доходит до трагикомичного. Например, управление охраны здоровья Запорожского городского совета получает претензии: «Политехмед» не устраивают поставки медоборудования в течение трех дней. Слишком большой срок, пациенты ведь ждут. А то обстоятельство, что из-за срыва торгов поставка в итоге откладывается на 3 месяца, никого не волнует. Что такое здравый смысл и жизни людей в сравнении с гешефтом! Згорів сарай — гори і хата!

Еще один пример — маммограф, который вот уже четвертый месяц ждут женщины Херсона, но который не едет к ним из-за того, что на каждый тендер «Политехмед» придумывает новый список претензий. А пока ищите, бабоньки, на ощупь уплотнения в молочных железах. Тьфу-тьфу, чтоб не найти…

ЭКГ вместо МРТ?

У классиков сатирического жанра был приведен лозунг «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Но даже Ильф и Петров не додумались до того, чтобы утопающих еще и притапливать, вымогая у них деньги. Казалось бы, если в период экономического спада местные власти находят возможность выделять деньги на закупку медоборудования, то центральные власти в лице МОЗ должны этому способствовать всеми силами. А не «сшибать» последние копейки с «провинциалов», лоббируя чьи-то интересы.

Увы, если звезды зажигаются, это кому то нужно. Если МОЗ в курсе происходящего и попустительствует «Политехмеду» в вопросе срыва торгов, проводимых местными властями, значит, речь может идти о переделе многомиллионного рынка.

Тогда задача «Политехмеда» понятна — продемонстрировать неспособность регионов проводить закупки медоборудования. А следовательно, и необходимость создания той самой пресловутой медицинской тендерной палаты, задача которой — централизовать закупки. Поневоле вспоминаешь, кто был почетным президентом Тендерной палаты Украины до 12 июля 2007 года. Нынешний министр здравоохранения Раиса Богатырева. И действовала она точно такими же методами создания решения проблемы.

Что произойдет с отечественной медициной, если у врачей на местах отберут право покупать именно то, что нужно в конкретных больницах? Последствия даже страшно представить. Больницы будут оборудоваться не жизненно важной для конкретного города аппаратурой, а медтехникой, которую поставляют друзья министра и друзья друзей министра. Так что в следующий раз не удивляйтесь, если вместо рентгена вам в больнице предложат электрофарез. Это просто будет означать, что, в отличие от поставщиков электрофареза, поставщики рентгенаппаратов пока не успели сдружатся с «Политехмедом».

Но все же лучше бы не доводить ситуацию до абсурда. если происходящее — медицинский рецидив Тендерной палаты, медикам известно, что рецидив злокачественной опухоли лучше всего удалить оперативным путем. А, господин Президент?

 

Игорь Лаевский, Национальное бюро расследований Украины

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 22-05-2013 8:44 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Все про: , , , , , , , , , , , , ,

Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100