14.11.2024 20:05 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Таможенный реванш

С назначением в сентябре прошлого года начальником таможенной службы Александра Егорова, активизировались силы, которые еще недавно фактически управляли ГТСУ и контролировали контрабандные потоки. Эти люди, некогда поставленные окружением Кучмы на „контрабас”, оперировали миллиардными оборотами и отнюдь не собираются „отдавать” таможню в чужие — государственные руки. Сегодня они пошли на реванш. О таможенных реваншистах – наш рассказ.

Со сменой власти в стране произошли тотальные изменения в руководстве госструктур. Естественно, они коснулись и таможенной службы, давно ставшей притчей во языцех. Как это было заведено во времена Кучмы-Медведчука, на ключевых постах в государстве зачастую стояли формальные руководители, за спинами которых тенью просматривались «смотрящие» от власти, на которых возлагалась ответственная миссия организации  теневых схем, выкачивания бюджетных средств, ухода от налогов и, естественно, таможенных сборов. Одной из ключевых фигур в ГТСУ «дореволюционного» времени являлся Игорь Калетник.

 

Калетник Игорь Григорьевич, 33 года. Родился в селе Клембивка на Винничине. В 1993 году окончил Винницкий сельхозинститут по специальности ученый агроном. В 1999 году там же на факультете последипломного образования получил специальность учет и аудит. В 2001-м в Киевский госуниверситет выдал ему диплом юриста. Кандидат юридических наук (2004 год). Тема диссертации: «Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда служебными лицами таможенных органов в гражданском законодательстве Украины» Защищался в Одесской национальной юридической академии" (ректор – Сергей Кивалов). Почетный таможенник Украины (2001 год), Заслуженный юрист Украины (06.2004). Государственный советник таможенной службы 2 ранга (05.2004), что приравнивается к таможеному генералу,

03.1995-09.1998: Инспектор, замначальника отдела, начальник отдела Винницкой таможни;

09.1998-05.1999: Замначальника Подольской региональной таможни;

05.1995-10.2000: Начальник Херсонской таможни;

10.2000-12.2000: Начальник Рава-Русской таможни;

12.2000-07.2002: Начальник Галицкой таможни;

07.2002-09.2002: Начальник Роздильнянской таможни;

10.2002-042003: Замначальника Управления организации борьбы с контрабандой;

04.2003-10.2003: Начальник Управления организации борьбы с контрабандой;

10.2003-02.2005: начальник Черноморской региональной таможни.

02.2005-04.2005: директор Департамента по борьбе с  таможенными правонарушениями ГТСУ.

В апреле 2005 года по собственному желанию написал завявление об увольнении.

С сентября 2005 года – судья Днепровского районного суда Киева.

В апреле 2006 года суд удовлетворил иск Игоря Калетника о восстановлении его на работе в должности директор Департамента по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил.

На парламентских выборах 2006 года состоял №11 в списке кандидатов в народные депутаты Украины от Блока Наталии Витренко.

Мы не станем акцентировать внимание на головокружительном карьерном взлете Калетника в таможенном ведомстве, его едва не ежегодном получении дипломов об очередной специальности. И даже на присвоении звания Заслуженного юриста Украины -  в 32 года, три года спустя получения юридического образования. И защита кандидатской дисертации в Одесской юракадемии, аккурат в то время, когда Калетник командовал Черноморской региональной таможней также не станет предметом нашего обсуждения. Речь пойдет о другом: что происходит сегодня в ГТСУ и как позиционируется в этих процессах Игорь Калетник, «несправедливо» уволенный из таможенных рядов годом ранее.

Процитируем бывшего начальника Игоря Калетника – экс-руководителя ГТСУ Владимира  Скомаровского: «Являясь руководителем Одесской таможни, он дал разрешение на ввоз в Украину стольких зубных щеток, что можно было зубы на всей планете почистить. После моего назначения Игорь Калетник сам спросил меня, есть ли у него шанс остаться. Я сказал, что нет, и он написал заявление на увольнение…
После этого, по словам его отца, Игорь по назначению Президента становится судьей Днепровского суда Киева! Но почему-то ему там не понравилось, он обратился в суд, якобы утверждал о давлении Скомаровского».
 

По решению суда Калетник вернулся на таможню вскоре после отставки Скомаровского. И не он один – целая плеяда тертых таможеных калачей с помощью нашего податливого и слабого на подношения суда восстановились на таможенной службе. Вернулись, но былого величия не вернули.

Сегодня все они фактически «не при делах». Их функции и права сведены до нуля внутренними распоряжениями нового руководства ГТСУ. Фактически, это пиррова победа. Таможенные короли вынуждены ходить на службу, довольствоваться скромной зарплатой, которую совершенно невозможно пополнить за счет «решения вопросов» с использованием годами отточеных контрабандных схем. Как правило, таких «возвращенцев» переводят в иные очень важные структуры, например в хозслужбу. Яркий тому пример: только на Мостистской таможне в хозчасти ныне трудится 42 человека! Естественно, так вечно продолжаться не может. Это понимают обе стороны противостояния. Калетник со товарищи живут надеждой на смену руководства ГТСУ после решения судьбы премьера.

В этой связи примечательна дата «возвращения» Калетника со товарищи в ГТСУ: апрель 2006 – аккурат после уверенной (но не окончательной) победы «Регионов Украины» на парламентских выборах. «регионалы» хищно потирали руки, предвкушая грядущее перераспределение портфелей. Григорий Калетник, отец Игоря Калетника бахвалился перед соратниками в ходе нетрезвых застолий: его сын уже в ближайшее время возглавит Таможенную службу. У сановного отца были основания для таких заявлений.

Калетник Григорий Николаевич, 57 лет. Родился в селе Клембивка Винницкой области. С марта 1996 года —  член НДП, с ноября 1998 года — член Политсовета НДП, с июня 2002 года — член групы «Европейский выбор». С февраля 2004 года – член фракции СДПУ(о), вскоре перешел во фракцию «Регионы Украины».

Окончил Украинскую сельхозакадемию и Украинский госуниверситет пищевых технологий. Кандидат наук. Тема диссертации: «Использование бактериальной закваски „Литосил“ при силосовании кукурузы и свекольного жома».

С октября 1996 — гендиректор Винницкого облгособъединения спиртовой и ликеро-водочной промышленности «Поділляспирт». С апреля 1998 по апрель 2002 — председатель Винницкого облсовета. С июня 2004 года по январь 2005 года — председатель Винницкой облгосадминистрации. 

Народный депутат Украины 4 и 5 созывов. В 2002 году избирался по Винницкой области, выдвинут избирательным блоком политических партий «За единую Украину!». В 2006 году избран по списку партии «Регионы Украины» — № 142 в списке.
Госслужащий 1 ранга.

Тема

Исходя из объективки Калетника-старшего, тот отнюдь не постоянен в своих политических связях и его партийные пристрастия всякий раз совпадают с названием  доминирующей политической силой.

Григория Калетника считают одним из лидеров винницкого аграрного лобби, что совершенно логично с учетом его прошлого руководства объединением «Поділляспиртом» и длительного командования спиртонесущей Винницкой областью. Как-то Борис Березовский в запале воскликнул: не считайте деньги нефте- и газотрейдеров! Наибольшие капиталы вращаются в среде спиртовиков.

В подтверждение слов российского олигарха раскроем лишь одну из схем, по которой работают винницкие спиртовики. Объединения «Сельхозтехники» предоставляют свои машины сельским хозяйствам, те расплачиваются за тракторы и комбайны зерном. Далее зерно отправляется на спиртзаводы, благо их в избытке. Произведенная водка стремительно реализуется. При этом грандиозные суммы можно заработать на одной лишь неуплате акциза: в накладных фигурирет не спирт, а зерно!

Ныне Калетник-старший полюбил региональную идею и очень надеется на поддержку своих новых единомышленников в продвижении молодого да раннего отрока в руководящее кресло ГТСУ.

Что из себя представляет Игорь Калетник, вот уже почти два месяца неприкаяно блуждающий по коридорам Гостаможни? В кругу коллег этого 33-летнего генерала зовут не иначе как «карьерный мальчик» или «конвертик». Чтобы читателю стало яснее происхождение этих  прозвищ, кратко остановимся на карьерно-финансовом пути героя, который в 27 лет обладая единственно аграрным образованием достиг высот таможенного генерала.

Как известно, во времена «позднего Кучмы» Таможенная служба представляла полувоенную организацию, действовавшую под двум параллельным уставам: официальному, в соответствие с которым делались сборы с «простых смертных» и жестко регламентированному «теневому», который определял кому следует предоставлять «таможенные льготы», как собирать «откаты» и в какой пропорции их распределять. Это была грандиозная финиансовая система, дававшая миллионы на выборы, потребы вождей и прочие «государственные» расходы, не прописанные в бюджетах. С 1995 по 1999 год в этой системе трудился-набирался опыта и стремительно рос в должностях Игорь Калетник. Его стремительный карьерный рывок начался в мае 1995 года, когда он возглавил Херсонскую таможню. За три года он успел поруководить четырьмя (!)  таможнями. Всякий раз Калетник оказывался на очень сытных направлениях, где налаживал и ставил под контроль движение контрабандных потоков, внедрял собственные ноу-хау.

Специалисты не без улыбки рассказывают о таком изобретении Игоря Калетника, как восстановление на службе коррумпированных подчиненных – естественно за деньги. Представьте: таможенник погорел на нарушении: материалы легализованы и делу дан ход. Как начальник таможни Калетник должен их подписать и уволить мздоимца. Но провинившийся с поникшей головой несет пухлый конверт начальнику и тот … делает незаметную, но принципиальную ошибку в документе об увольнении. На этом основании  «уволенный» обжалует «неправильный документ» в суде и восстанавливается на службе.

Вы уже догадались, что карьерные скачки нашего героя не могли происходить без мощного толкача – папы. Особенно примечательным представляется переход Калетника-младшего на должность начальника «хлебной» Черноморской региональной таможни с поста начальника Управления по борьбе с контрабандой ГТСУ. В то время Черноморской таможней руководил Александр Токарчук – ставленник Литвина, активно накачивавший контрабандными миллионами партийную кассу. В предверии президентских выборов 2004 года финансовый вопрос встал ребром перед всеми политическими силами. В борьбу за контрабандные потоки Одессы вступает великий и страшный Медведчук. Калетник-старший, прозорливо переметнувшийся в то время под знамена перспективной СДПУ(о), предлагает Медведчуку отбить у Литвина Черноморскую таможню, смотрящим на которую предлагает родную кровинушку – Игоря Калетника. Идея была воспринята с пониманием и одобрением. Медведчук выкрутил руки тогдашнему председателю ГТСУ Николаю Каленскому. Последний пытался откупиться, предлагая «карьерному мальчику» почетную но менее денежную должность своего заместителя. Не помогло, все произошло, как предложил Калетник-старший.

Для соблюдения приличий при проведении спецоперации Медведчука-Калетника, в Одессу предварительно высадили десант «чистильщиков» под предводительством Ольги Колинько, на то время – «правой руки» Леонида Кучмы в Координационном комитете по борьбе с преступностью при Президенте. Колинько дала на гора результат. Лишился места руководитель областной милиции генерал Ивушкин,  сняли начальника Одесского городского управления внутренних дел.

Кадровый «дерибан» завершился снятием начальника Черноморской региональной таможни Александра Токарчука и назначением на его место Игоря Калетника. Председатель ГТСУ Николай Каленский заявил, что это «может оказывать содействие усилению контроля за экспортно-импортными операциями и полнотой сбора платежей в управлении региональной таможни и потенциально опасных пограничных территориях региона, где также намечен ряд структурных и кадровых изменений».

Едва прибыв в Одессу, юный таможенный генерал трубит сходняк, на котором присутствуют ответственные за контрабанду в смежных ведомствах: СБУ, прокуратуре, налоговой, милиции, обладминистрации. Калетник заявляет прямо: я – от Медведчука, крутим схемы под моим единоличным руководством. Тут же назвал кому и сколько разрешается «откусить» от контрабандного пирога. Точка.

Работа заладилась. В октябре 2003 года ГТСУ своим внутренним письмом №11-13-14396 установила увеличение таможенной стоимости на целый ряд наиболее ходовых промышленных товаров китайского и турецкого производства, в частности на верхнюю одежду и обувь. Как следствие — эта группа товаров полностью исчезает из документального потока импорта, но не исчезает с прилавков. То есть уходит в тень, поскольку официальные ставки ГТСУ становятся «неподьемными». Одесские бизнесмены с крупнейшего рынка «7-й километр» открыто жаловались, что поборы усилились с назначением руководителем Черноморской региональной таможни Игоря Калетника. Формулировка беспредела: “для усиления контроля за экспортно-импортными операциями и полнотой взыскания платежей”. «Он расставил на ключевые места своих людей, теперь через границу и муха не пролетит. Бесплатно...», — писала по этому поводу пресса.

Механизм контрабанды был предельно прост. При ввозе контейнеров с товаром в порты в судовых коносаментах указывался фактический товар. Но затем документы переделывались и в них уже фигурировали совсем иные группы товаров, за которые не следовало платить драконовских сборов… государству, зато приходилось платить опричникам Калетника. Все было налажено настолько четко, что никто без команды не проводил досмотра контейнеров. Система сбора мзды работала как часы, поток контрабандных денег направлялся высоко наверх, живительные ручейки от этого потока тянулись в стороны.
В этой схеме была задействована специально созданная фирма “Броксервис”, за которой стоял известный киевский коммерсант Сергей Спорышев, а за ним маячили могучие фигуры СДПУ(о). Использовался простенький алгоритм, в соответствие с которым таможня никому не давала “добро” на работу, мотивируя это тем, что не решен вопрос с контролирующими органами. Зато все эти проблемы очень оперативно решались через “Броксервис” – за соответствующую плату. Налоговая милиция и УБОП также имели свои фирмы — “Санрайс” и “ТНТ”, которые порой пытались тянуть одеяло на себя, стремились парализовать работу “Броксервиса”.
Владимир Скомаровский, сменивший на посту руководителя таможенного ведомства Николая Каленского, провел тотальную проверку деятельности Черноморской региональной таможни за период 2002—2005 годов. Результаты проведенной работы впечатляют. За эти годы объем выявленных проверкой недоборов таможенных платежей  составил около 30 миллионов гривен. Если во времена руководства Таможней Кучеренко сумма недоборов составила 1 миллион 795 тысяч гривен, при начальнике Токарчуке – 6 миллионов 900 тысяч, то при Калетнике – 19 миллионов 704 тысячи или – это 70% от общей суммы недоборов при трех начальниках Черноморской региональной таможни.

Материалы с результатами этой проверки в августе 2005 года были направлены в Генпркуратуру, которой не оставалось ничего иного, как возбудить уголовное дело. Но свежевозбужденное дело оперативно „спустили” в прокуратуру Одесской области, где его спустя несколько дней закрыли. 

Сегодня Калетник и те, кто за ним стоит, преободренные разбродом в оранжевой коалиции, предпринимают реванш, пытаясь «додавить» Александра  Егорова. Одному из его заместителей Калетник прямо заявлял: не будете со мной работать – мы вас всех «уйдем» в отставку. Вскре в прессе появилась серия критических статейв адрес нынешнего руководства ГТСУ, в которых вся критика была высосана из пальца. Но это мало заботит ассов черного пиара… Похоже Калетник не на шутку намерен взять таможенную службу в свои руки: фактически отстраненный от руководства Департаментом по борьбе с контрабандой, он обзванивает бывших подчиненных, запугивает: скоро займу пост Егорова – тогда я со всеми разберусь. Когда нынешний фактический начальник Департамента Леонид Небрат собирался подать иск в суд на Калетника.  Небрату звонили неизвестные, предупреждали: подумай о своей семье.

Сегодня в стенах ГТСУ происходит изматывающая война не на живот, а на смерть сил, руководимых «теневым» председателем Игорем Калетником, которым вынуждена противостоять легитимная команда Александра Егорова. В период своего безраздельного царствования в таможенной службе Калетник повсюду расставил своих доверенных людей – «кассиров». Сегодня все они восстановились через суды и пытаются эксплуатировать проверенные «черные» и «серые» схемы контрабанды. Руководство ГТСУ как может препятствует этому. Так, запущена схема ротации руководящих кадров: едва не каждый месяц офицерский состав одной региональной таможни отправляется в коммандировку на другую таможню и наоборот. Это сразу же было поставлено в вину Егорову: в прессе появилась серия «обличительных» статей. Руководителям Таможенной службы дали понять: не успокоитесь – «наезды» через прессу усилятся,  и не только через прессу. И Александру  Егорову со товарищи не стоит воспринимать эти угрозы легкомысленно: слишком большие деньги на кону, слишком влиятельные люди заинтересованы в том, чтобы все работало по старому – по схемам, контролируемым Калетником. А тот, готовясь к реваншу, подтянул в таможню своих опричников, восстановив их через суды. Кто они?

Тарас Козак, в прошлом – начальник Западной региональной таможни, вместе в Калетнтиком балотировался в парламент-2006 по списку Витренко. Это о них Наталья Ивановна не моргнув глазом заявляла: «У меня в списке – два самых честных таможенника Украины!»

Козак – человек Медведчуков. Вначале он был заместителем у Медведчука-младшего, когда тот руководил Западной региональной таможней, а с уходом последнего в налоговую службу, занял его место. Козак близок с Калетником. По заведенному тогда порядку, при назначении на должность начальника таможни, следовало пройти кадровую комиссию при Администрации Президента, которой в то время руководил Николай Белоконь. При прохождении аттестации Козака, кадровая комиссия в полном составе ждала его в течение получаса. Когда же Козак явился, то осадив возмущенного Белоконя спокойно ответил: «Да я у Медведчука задержался – кофе пили».

В неформальном жаргоне существует термин «Кассир». Да будет известно читателю – это доверенный сотрудник, в данном случае – Калетника, из состава работников таможни, ответственный за сбор черного нала и его доставку в Киев.

«Кассиры»:

Владислав Суворкин – замначальника служби по борьбе с контрабандой Котовской таможни (ранее служил в центральном аппарате).

Виталий Лысый, во времена Калетника — начальник таможенного поста Краковец, позже – его доверенное лицо в центральном аппарате ДМСУ.

Владимир Григорьев, ранее работал заместителем Калетника на Черноморской региональной таможне. Его восстановил Днепровский райсуд Киева, в котором полгода успел посудействовать Игорь Калетник.

Еще каких-то полтора-два года назад в таможенной службе был полный порядок: курьеры везли из регионов чемоданы и сумки с наличкой, которые доставлялись в офис народного депутата Григория Калетника. А тот уже отвечал за их передачу Виктору Медведчуку, чиновникам Гостаможни и прочим участникам контрабандных схем. Увы, сегодня этим людям уже не несут. Но остались те, кто очень хочет вернуть существовавший порядок. Для этого они готовы на все…

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 15-06-2006 20:25 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100