3.05.2024 02:24 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Ярослав Гребенюк: “Откаты” в Украине. Тендерная ТЕРМОдинамика

На сайте www.ua-tenders.com, посвященном, как можно догадаться из названия, проведению тендеров в Украине, висит баннер “Навчись вигравати тендери!” На нем изображен сияющий радостью молодой бизнесмен. Радость понятна – в каждой руке у него по вееру из банковских купюр. Приманка достаточно наивная – открыв ссылку, вы находите рекомендации, как опередить конкурентов, предлагая государству наиболее дешевые услуги. И это вместо “реально-конкретных” советов, которые наверняка могли бы дать люди, регулярно “берущие” тендеры, и побеждающие даже в случаях, когда цена, ими предложенная, выше конкурентной в 3-4 раза. У нас есть возможность проследить за всеми мытарствами, через которые проходит “нежелательный претендент”. Подтверждений предостаточно.

Мы за ценой не постоим!

Луганчанин Павел Лысак, директор ЗАО “СМУ-Термо”, считает себя пострадавшим от неправедного проведения торгов. Его фирма уже пятнадцать лет занимается производством и установкой газовых котлов и мини-котельных. Много раз побеждали в государственных тендерах – недоразумений хватало всегда, но только в этом году накладки выстроились в четкую схему. В 23 торгах – 20 отказов.

Примеры? Соревнуясь за право установить мини-котельную в школе села Костючковое Нижнегорского района АР Крым, в тендере приняло участие пять фирм. Самым дешевым было предложение “Термо” – 225 тыс. грн. Конкуренты, например, строительные магнаты – ООО “Магнат” из Симферополя, предложили 519 925 гривен. Выиграл “Будгазкомплект-2001”, они попросили 398 тысяч. Конечно, эта контора также из столицы Крыма. В поселке Лиственное того же Нижнегорского района “Будгазкомплект –2001” уступил “Магнату”. Те выставили цену в 574 тысячи гривен (против 175 тысяч, предложенных луганчанами).

Подобные сюрпризы ожидали луганчан и в других городах нашей Украины – от Закарпатья до Слобожанщины. В Мукачево, например, в ООО “Будекспрес” предложили на 826 тысяч больше, чем “Термо”, – и заказчика это абсолютно не смутило.

А в Белой Церкви за день до торгов второй участник отозвал свое предложение – нужно провести какую-то дополнительную экспертизу. Это значит, что участник в согласии с заказчиком выясняли – сколько же с этого проекта можно вытянуть? Это даже не скрывалось особо. Конкуренты из ОАО “Київспецсільгоспмонтаж” пишут: “Розгляд цінових пропозицій прошу перенести на період, достатній для ознайомлення з проектом будівництва після проходження експертизи та отримання дозволу на початок будівництва”. Не сваривши борщ, уже берутся за ложки!

В случаях, когда расстояние между заказчиком и тендерным комитетом измеряется многими сотнями километров, а торги разделены на несколько этапов, возможна такая хитрость. Чтобы помочь «своей» компании уведомление о дате очередного этапа направляют с опозданием или на неверный адрес. Или же просто сообщают по телефону, что проведение тендера отложено. Так, Павел Лысак вспоминает, как вел переговоры с Галичиной. На том конце провода прозвучало: “Де Луганськ, а де Львів? Ну як нам порозумітися?” Тендерная документация так до Луганска и не дошла.

Пожалуй, самый красноречивый пример: в Ватутино, что на Черкасщине, нужно было утеплить больницу. Луганчане предложили установить котельную за 239 тыс. грн. А Ватутинское хозрасчетное СМУ готово было помочь больным за… миллион. И, в итоге, помогло!

Дома – и стены помогают

Граждане Украины отучились удивляться коррупционным действиям “средней тяжести”. Не пускают “варягов” в Крым или Закарпатье – пусть наверстывают на своих территориях! Но и Луганщина охладела к своим тепловикам.

Возьмем Кировск, где в отделе образования пожелали построить котельные для двух школ. 26 мая проводится тендер. В результате побеждает КНПП “БУСТЕР”, хотя “Термо” предложили более выгодные условия. В Минэкономики летят жалобы, торги переносятся, потом отменяются – в итоге… рабочие “БУСТЕРа” спокойно ведут сейчас строительство котельной.

В Стаханове, где “конкуренты” предлагали на полмиллиона больше, чем “Термо”, торги отменили без объяснения причин. Жалобы остаются без внимания. Зам начальника управления развития предпринимательства и инвестиционной политики Ирина Горпинченко, подписавшая «стахановский вердикт», недоумевает, зачем проблемы неудачного менеджмента перекладывать на чужие плечи: “Если сам тендер проведен законодательно правильно, если проект города отвечает требованиям и экономическому эффекту – нет вопросов, пожалуйста, пусть работают на нашем рынке, потому что это наш отечественный производитель”. Забота какова? Поскольку в ведении Ирины Ивановны не только «отечественный производитель», но и потенциальные инвесторы, думаем, отбоя от последних не будет. Особенно, если к ним применят следующую отечественную бизнес-традицию. “Термо” выигрывает торги в поселке Станично-Луганское, начинает подготовку к работе, и вдруг звонок от заказчика: “Мы посмотрим, мы подумаем, у нас с деньгами…” Управление экономики оставляет нарушение закона без внимания, а Павел Лысак утверждает, что управление этот процесс и притормозило.

В заключение “луганской части” приведем такой расклад. В Свердловске есть объект, над которым “Термо” шефствовало – приют для детей-инвалидов. Производили монтажные работы, помогали налаживать котельную. Хотели взять обслуживание на себя – за 359 гривен в месяц. Цена символическая, просто, чтобы компенсировать затраты на проезд. Мэр Свердловска Александр Шмальц отказал. Теперь этот объект обслуживают “местные”. За 2600 гривен. Павел Лысак подводит итог: “Мы уже, кажется, дошли до такого: предложишь начальнику – давайте для детдома бесплатно котельную поставим, а он спросит: а что я с этого буду иметь?”

Кто виноват?

Почему обострение тендерных проблем произошло в этом году? Над этим фактом стоило поразмыслить, тем более в городе зазвучали уже параноидальные предположения: поскольку “СМУ-Термо” имеет непосредственное отношение к Александру Паршину, заместителю председателя Госкомэнергосбережения Украины, а господин Паршин – к верхушке объединенных социал-демократов, предприятию мстит теперь “новая власть”! Павел Григорьевич назвал эту версию полной ерундой, объясняя неприятности своеволием чиновников, которые, пока власть не “устаканилась” на макроуровне, считают – до них дело дойдет не скоро.

Директор “СМУ-Термо” утверждает, что и в Крыму, и на Черкасщине, узнав об их цене, в тендерных комиссиях разводили руками: “А что ж так мало?” В Ватутино было также сказано: “Нам выделяют миллион на отопление, его надо освоить!” (Напомним, что речь идет о бюджетных средствах!) “Я не понимаю, чем они руководствовались!” – в свою очередь разводит руками Павел Григорьевич. В этом пункте мы, правда, ему не верим – что ж здесь непонятного? Чем выше цена заказа, тем крупнее откат! И это первая причина, почему на любой территории не любят чужаков, в четыре раза сбивающих цены!

Не стоит забывать и о таком моменте — государственным учреждениям выделяют определенную сумму до объявления тендера. Допустим, получив, миллион гривен, больница истратит на новое оборудование 200 тысяч. В следующем году им 200 тысяч и дадут – раз такие находчивые!

Помогли кумовству и законодатели. В августе вступили в силу изменения Закона “О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства”, где предусматривается, – “тендеры на работы с суммой закупки до 300 тысяч гривен проводиться не будут”. Раньше “нижним порогом” была сумма 120 000.

В этом, нам кажется, и разгадка массово отменяемых тендеров, – об изменениях знали, и ждали, когда они начнут работать. Представьте, средняя цена на мини-котельную, допустим, для школы – 160 000 гривен. Местные власти, распределяя бюджетные средства, могут теперь на тендерах не морочиться – “своя” фирма может заявить цену в 299 000, автоматически получить заказ, а остаток делится “по справедливости”.

Не забудем также и о монополии на оформление тендерной документации. В Украине подобной деятельностью занимаются общества с ограниченной ответственностью “Центр тендерных процедур”, “Тендеры Украины”, “Европейские консалтинговые агентства”, “Инвестиционное гарантийное агентство”. Названий много, и, кажется, можно сделать выбор, однако все эти фирмы находятся в одном помещении и телефонные номера – одинаковы. В условиях “безальтернативности” за услуги берутся деньги немалые – десяток листков формата А4 стоят примерно тысячу долларов, в случае проигрыша эти деньги не возвращаются. Почему бы не подумать о таком способе “заработка” — объявить торги, в которых примет участие пять претендентов, получить за документацию с каждого, затем же торги… отменить?

А тендерное обеспечение (10% от стоимости услуг), которое может достигать полумиллиона гривен? Отечественных товаропроизводителей, которые бы осилили такие суммы, найдется немного. Оформляет эту процедуру только ООО “Украинский вексельный союз”, берущий с каждой гарантийной суммы 2,5%. Посчитайте, получаются приличные деньги!

Сложив все эти факторы, мы легко сможем представить, какие “рогатки” выставлены на пути производителя. Существует предположение, что в прошлом году из-за коррупции при проведении тендерных торгов государство понесло убытки на сумму 900 млн. гривен. Подведет итог министр финансов Виктор Пинзеник: “Есть соответствующий закон о тендерах. Нет только одного – в Украине нет тендеров”.

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 18-10-2005 10:22 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100