23.12.2024 13:53 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Почему украинские спеслужбы не любят узбекских оппозиционеров?

Совсем недавно международный имидж Украины пострадал от скандала с депортацией узбекских политических беженцев, которых СБУ обвинила (по утверждению международной правозащитной организации «Annesty International» и многих экспертов, безосновательно) в причастности к террористической организации, сообщает www.sprotiv.info

Теперь в узбекской диаспоре в Украине ходят слухи о готовящихся политические преследованиях. После кровавого подавления народных волнений в Андижане режим Ислама Каримова стал склоняться к сотрудничеству с Россией, а российские спецслужбы, используя свои обширные связи по всему СНГ, помогают узбекской власти возвращать на родину еще не успевших далеко уехать лидеров оппозиции. Дома «смутьянов» ждет суд и все прелести восточного «зиндана» — тюрьмы, где за заключенным не признают никаких человеческих прав.

Как нам стало известно от руководителя молодежного отделения узбекской оппозиционной партии «Бирлик» Анвара Каримова, который находится сейчас в Украине, первый заместитель председателя Государственного комитета по вопросам национальностей и миграции Виктор Воронин на прошлой неделе встретился с лидером партии «Бирлик» Исмаилом Дададжановым в присутствии г-на Каримова и, хвастаясь широкими связями в Службе Безопасности Украины, пытался добиться, чтобы партия «Бирлик» провела масштабные акции протеста с требованием отставки председателя Госкомнацмиграции Сергея Рудыка. В противном случае он угрожал способствовать депортации многих узбеков, якобы незаконно находящихся на территории Украины. Кроме того, Воронин, по словам Анвара Каримова, обвинил своего начальника в получении взятки от спецслужб Узбекистана за содействие депортации узбеков. Исмаил Дададжанов отказался участвовать в скандале, но сделал запись этого разговора и передал его в Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Искусственно подогревая внимание общества к проблемам нелегальной миграции и политических беженцев, участники конфликта в руководстве Госкомнацмиграции не очень откровенничают на эти темы, поскольку заботятся скорее о своей карьере, чем о судьбе несчастных беженцев и мигрантов, которых чиновники привыкли игнорировать или вымогать огромные взятки. По данным правозащитников, справка о легальном пребывании в Украине обходилась отдельным людям в 100$, а статус беженца (который государство должно бесплатно предоставить тому, кто имеет веские основания опасаться преследований и репрессий в случае возвращения на родину, например, в тоталитарное государство) дотягивал до 20 000$. После оранжевой революции перед руководством комитета была поставлена задача устранить существующие коррупционные схемы, но сдвиги в этом направлении наблюдаются только последние полгода.

Еще при Кучме в рамках обширной программы постройки «потемкинских деревень» для европейских и американских партнеров Госкомнацмиграции пытались превратить из элемента советской репрессивной машины в нечто похожее на современное миграционное ведомство, достойно решающее поставленные перед ним проблемы в рамках Декларации о правах человека ООН, международного права и обязательств, взятых на себя Украиной согласно ратифицированным межгосударственным соглашениям. Во главе ведомства Кучма поставил известного своей честностью милицейского генерала Геннадия Москаля, а его первым заместителем, который должен был контролировать действия слишком смелого начальника, стал Виктор Воронин – двоюродный брат Дмитрия Табачника, работавший в президентской администрации Кучмы с 1994 по 2000 годы. Интересно, что в своей официальной биографии Геннадий Москаль предпочитает не упоминать руководство в Госкомнацмиграции.

После оранжевой революции Москаль вернулся на работу в системе МВД, став одним из заместителей Луценко, а его обязанности стал исполнять Виктор Воронин. Разумеется, он рассчитывал избавиться от приставки «и.о.» в названии своей должности и стать полноценным председателем Госкомнацмиграции. Однако нарастание национального противостояния русских и татар в Крыму, разгул ксенофобии, неудовлетворительная работа с мигрантами, скандал с депортацией узбекских беженцев – членов оппозиционной партии «Бирлик» из Украины в августе 2005 года, которые после возвращения на родину подверглись незаконному аресту и пыткам – все это заставило Виктора Ющенко назначить нового человека руководителем Госкомнацмиграции. Президент поручил разгребать «авгиевы конюшни» кучмистского комитета 35-летнему Сергею Рудыку, руководителю киевской общественной организации «Фонд региональных инициатив», при которой работает один из немногих в Украине центров правовой консультации мигрантов. По словам Рудыка из комментария информационному агентству УНИАН, первый зам успел подложить первую «свинью» новому начальнику сразу после его назначения: «Впервые господин Воронин «отличился» еще 27 октября 2005 года, за пять дней до того, как я приступил к исполнению обязанностей председателя Комитета, подделав мою подпись. Подделка стоила бюджету нашего ведомства 7 млн. 314 тыс. грн., и остановки строительства пунктов для содержания нелегалов. Несколько месяцев ему удавалось скрывать этот факт, пока это не обнаружили работники Министерства финансов Украины. Обнародование факта служебного подлога застало Виктора Воронина на больничной койке, где он находился вплоть до 3 мая».

Через полгода такой деятельности Воронин решил поссориться с начальством «в открытую», изобразив борца за справедливость. 30 мая он распространил открытое письмо к генеральному прокурору, председателю СБУ и министру внутренних дел, в котором обвиняет Рудыка в «создании угрозы национальной безопасности», которая якобы выражается в затягивании рассмотрения дел претендентов на статус беженца, в то время как податели заявлений на законных основаниях живут на территории Украины и «могут заниматься террористической деятельностью». Поаплодировать плодам бурной фантазии автора письма, не подкрепленной никакими фактами, могли бы только сотрудники спецслужб и люди с манией преследования: ведь искатели легального статуса политического беженца, несчастные и обездоленные, вынуждены привлекать к себе внимание властей с риском депортации из страха и отчаяния, а представители криминального мира на это не пойдут, зная, как тщательно проверяется каждое заявление.

На время выступления г-на Воронина в комитете было 130 «залежавшихся» заявлений. Все они были срочно рассмотрены за последний месяц – утверждает Сергей Рудык (из них удовлетворено не более десятка). Однако, по словам Анвара Каримова, большинство узбекских оппозиционеров все равно предпочитают не связываться с украинской миграционной службой, опасаясь депортации: все заявления на получение статуса беженца «изучаются» СБУ. Сам г-н Каримов тоже не стал рисковать и получил политическое убежище в Норвегии.

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 15-07-2006 8:21 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100