21.12.2024 16:00 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Кому же принадлежат украинские СМИ?

После распада Советского Союза и ухода в благополучное забвение советского телевидения с его примитивной унылой пропагандой и «промывкой мозгов», на смену ему пришло новое телевидение, в котором красную нить информационной политики стали определять не члены Политбюро и их идеологи, а представители крупного капитала и их наемные менеджеры. Телевидение стало ярким и интересным, но манипулятивные функции не исчезли, они просто стали более утонченными и замаскированными под объективность.

Расцвет олигархического телевидения в Украине пришелся на конец 90-х — начало 2000-х годов и нашел свой пик в политике «темников» — специальных инструкций для редакторов и журналистов – «кого показывать, а кого нет». «Оранжевая революция» формально положила конец этой практике, но отнюдь не эпохе олигархических СМИ. Все олигархи стали «добрыми», но при своих интересах остались.

Главный вопрос – кому принадлежат украинские общенациональные каналы — остался открытым. Ведь если собственник канала публично известен «широкому загалу», то сразу становится понятно, что круглосуточные прямые эфиры с какого-нибудь реприватизируемого завода, являются заказом хозяина (и канала, и завода) и воспринимать их за чистую монету не стоит.

По идее, вести подобный мониторинг должны Национальный совет по телевидению и радиовещанию, а также Министерство юстиции, но занимаются этим чиновники крайне неохотно. Возможно, что их нерадивость хорошо «промотивирована». Так что, за дело приходится браться независимым гражданским активистам.

Украинский хельсинский союз, самая уважаемая правозащитная организация страны опубликовала отчет о собственниках украинских СМИ, составленный на основе официальных открытых материалов, впрочем, некоторые данные правозащитникам пришлось выбивать из чиновников по суду. Интерес правозащитников к этой теме вполне понятен – право на получение объективной и правдивой информации является одним из неотъемлемых прав человека. А зависимость телеканалов от воли учредителей ставит это право под угрозу. «Собственники играют значительную роль в формировании информационной политики медиа в Украине, а журналисты недостаточно независимы. В таких условиях необычайно важно знать «кто» подает информацию, чтобы уменьшить эффект манипулятивных технологий», – говорит Владимир Яворский, исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза.

Итак, кому же принадлежат украинские СМИ?

Одним из самых популярных на юго-востоке Украины является русскоязычный телеканал «Интер», занимающий откровенно пророссийскую позицию и сочувствующий Партии Регионов. Во времена позднего кучмизма информационную политику телеканала прочно связывали с Виктором Медведчуком и «темниками».

Большая часть акций канала – 51% находится в руках у Украинской ассоциации экономического сотрудничества и развития «Діловий світ», контрольный пакет которой принадлежит оффшорной компании Берестед ЛТД, зарегистрированной на Британских Вирджинских островах. 29% акций находятся в руках у Общественного российского телевидения, акциями которого в свою очередь владеют правительство России (51%) и российский миллиардер Роман Абрамович (49%). Еще 20% акций принадлежат ООО «Пегас телевидение», собственником которого на паях были покойный директор «Интера» Игорь Плужников, оффшорная компания «Пегас энд оверсиз сэйлз лимитед» (Британские Вирджинские острова) и уже упоминавшийся Берестед ЛТД.

Ведущий украиноязычный канал «1+1», также в годы Кучмы был олицетворением информационной политики Медведчука, во время помаранчевой революции канал перешел на сторону Майдана. В послереволюционной раскладке «1+1» стал тяготеть к пропрезидентским силам.

Контрольный пакет акций (70%) канала принадлежит его создателю – украинско-российскому медиамагнату Александру Роднянскому, остальные 30% контролирует предприятие ИнтерМедиа, созданное совместно Роднянским, его деловым партнером Фуксманом и американскими инвесторами.

Телеканалы ICTV, СТБ и «Новый канал» связывают с именем всемогущего в прошлом зятя Леонида Кучмы Виктора Пинчука. И не напрасно.

Компания Пинчука «Интерпайп» контролирует 13,06% акций ICTV, остальные акции этого канала распределены так – ООО «Центральный Московский депозитарий» (РФ) — 29,85%, Дочернее предприятие «Промідія» (собственник неизвестен) — 20,82%, фирма «Роял Капитал» с иностранной регистрацией — 23,38%, Дочернее предприятие «Агентство информационных технологий» (Уличное телевидение) – принадлежит Елене Белокуровой, жене Дмитрия Белокурова, гендиректора Украинской ассоциации предприятий черной металлургии «Укрмет», близко связанного с Пинчуком (он был директором Никопольского ферросплавного завода).

Акции СТБ разделены между ЗАО «Международный медиа центр», который принадлежит некоему Андрею Шаповалову и американскими инвесторами (30%).

Акции «Нового канала» принадлежат ЗАО «НК-ХОЛДИНГ», собственниками второго поколения которого являются фирмы, зарегистрированные в оффшорной зоне Британских Вирджинских островов.

Знаменитый «5-й канал», оказывавший сопротивление информационному террору во время «выборов Президента Януковича» и связываемый с именем Петра Порошенко, существует в двух юридических ипостасях – ООО «Телерадіокомпанія «Експрес-інформ — 5 канал» и предприятия с иностарнными инвестициями в форме ООО «Телерадіокомпанія «НБМ – 5 канал».

Первый юридический субъект на 60% принадлежит ЗАО «Украинский промышленно-инвестиционный концерн» (которым владеют оффшорные фирмы второго порядка, зарегистрированные в Панаме, на острове Мэн и на Кипре) и на 40% ДП «Експресінформ-студія», контролируемой неизвестными физическими лицами.

Предприятие «5-й канал» с иностранными инвестициями принадлежит ООО «Трансат-Брок» – 72,5% (Кипр), а инвестором является Бельгийская компания Какао энд Шугар Інтернешенл — 27,5%. Так что кум Президента не более чем любый друг телеканала.

Еще один телеканал, боровшийся в 2004 на стороне оппозиции – «Эра», связываемый с олигархами отцом и сыном Деркачами (кстати, в дореволюционные годы бывшими большими друзьями Президента Кучмы). Его официальными собственниками являются Татьяна Приходько, Владимир Мельник, ООО Украинская независимая информационное агентство «Республіка», ЧП «Терокс».

Братья Суркисы контролируют киевский телеканал «ТЕТ» — 20% акций находятся у Игоря Суркиса, еще 29,99% у концерна «Славутич» Суркисов, остальные акции зарегистрированы на оффшорные фирмы и различных физических лиц.

И, наконец – «донецкие». Телерупор Партии Регионов ТРК «Украина» напрямую принадлежит структурам Рината Ахметова – 86,5343% «Донгорбанку» и 13,1382% ЗАО СКМ, а умеренно «донецкий» телеканал НТН, который в прессе связывают с именем медиа-советника Януковича Эдуарда Прутника, принадлежит донецкой компании ООО «Капитал-инвест» и неизвестному физическому лицу.

Таковы данные мониторинга проведенного Хельсинкской группой. Как видим, известные всей стране неофициальные данные о причастности того или иного олигарха к деятельности телеканала, не всегда можно подтвердить с формально юридической стороны. Многие из тех, кто претендует в Украине на роль кукловодов общественного мнения, стремятся спрятать концы в воду, и желательно где-нибудь в районе Британских Вирджинских островов.

ПАРАЛЛЕЛЬ-МЕДИА благодарит за предоставленные материалы Украинскую хельсинскую группу по правам человека.

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 31-07-2006 7:38 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100