22.12.2024 08:53 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Экс-начальник ГУРа: российские спецслужбы контролируют Верховную Раду

Бывший начальник Главного управления разведки Александр Скипальский уверен, что политический кризис в Украине произошел из-за нежелания властей прислушиваться к информации национальных спецслужб.

Приводим интервью г-на Скипальского газете «Дело»:

– Как вы оцениваете профессиональный уровень Службы безопасности Украины сейчас?

– Проблема наших спецслужб в том, что после обретения страной независимости их формирование происходило эмпирическим путем сотрудниками, привыкшими выполнять задачи, разработанные центральным аппаратом КГБ СССР. В условиях создания независимой Украины им пришлось оперативно переориентировать свое сознание и мировоззрение.

Вторая проблема — спецслужбы оказались ненужными новой украинской власти, перед ними никто не формировал четких задач. Я всегда сочувствовал Евгению Марчуку. Человек, который в КГБ УССР боролся с украинским буржуазным национализмом, внезапно, в течение месяца, должен был возглавить службу безопасности уже в независимом украинском государстве и защищать его национальные интересы. Изменить свое мировоззрение так просто и быстро нельзя. Президенту Леониду Кравчуку нужно было тогда назначить ныне покойного Анатолия Ермака. Он, будучи офицером КГБ СССР, исповедовал принципы суверенности Украины. Вот если бы Кравчук понял, что нужно было таких людей ставить, СБУ развивалась бы по-другому. Но Леонид Макарович не только не понимал важности кадрового наполнения специальных служб, но и не обратил надлежащего внимания на мой доклад о том, что иностранные службы и некоторые люди из окружения готовят досрочные выборы президента Украины, направленные на его переизбрание. Подобное произошло и с Леонидом Кучмой во время «кассетного скандала». Он меня не послушал, больше доверяя собственным связям.

– Так все же, в стране есть профессиональная служба безопасности или нет?

– Есть, конечно, но в настоящий момент лишь 15-20% профессионалов, прошедших хорошую советскую школу КГБ, мастерство которой признают во всем мире, остались работать в СБУ. Постепенно отсутствие квалифицированного воспитания сотрудников, постоянные кадровые изменения поставили службу в позицию выжидания. Как только приходит новый президент страны или председатель СБУ, меняются подходы и оценки в работе. Молодые ребята приходят на службу без надлежащего патриотического воспитания. Сегодня для спецслужб и, естественно, безопасности Украины наступили тяжкие времена. Президент Ющенко, в силу известных событий, уделяет ей меньше всех предыдущих президентов внимания. Секретариат президента несколько месяцев не читает те материалы, которые готовят разведки. Теперешние события — следствие такого пренебрежения. МИД, из-за амбициозности его руководителя, тоже не нуждается в услугах СБУ и разведок. В результате спецслужбы Украины на сегодняшний день работают на 20% от своего потенциала, да и то эту работу используют минимально.

– Кравчук отдал на откуп Марчуку формирование спецслужбы, Ющенко СБУ подозревает, а почему Кучма не занимался СБУ?

– Как раз Кучма более-менее уделял внимание спецслужбам. Он много помогал спецслужбам, но задачи ставились не на защиту национальных интересов страны и усиление роли разведок в реализации внешнеэкономических проектов, а зачастую в угоду кратковременным и персональным потребностям. Окружение Кучмы боялось влияния разведки на состояние в государстве. Тогда шел процесс первичного накопления капитала, а спецслужбы, в случае их усиления, владели бы всеми этими теневыми схемами. Для того этапа в истории нашего государства не нужна была сильная спецслужба. Иначе бы она помешала олигархическому накоплению капитала.

– А Виктор Медведчук, глава Администрации президента Леонида Кучмы, приказывал следить за неугодными бизнесменами?

– Иначе не было бы ситуации, когда основное национальное богатство оказалось в руках кучки людей. Безусловно, конкуренты контролировались. Все это началось с 1995 года. Институтами власти использовалась информация от всех правоохранительных органов, в том числе и от СБУ. Более того, контрабанда была в поле их зрения, и ее легко можно было остановить, но ни окружение Кучмы, ни окружение Ющенко этого не сделало. Медведчука не любили в СБУ. Он был одним из тех, кто помимо желания Кучмы искусственно выпускал из бутылки «джинна противостояния «Восток-Запад Украины».

– Почему в 2004 году спецслужбы не захотели помочь Януковичу занять кресло президента?

– На тот период СБУ возглавлял Игорь Смешко, а я у него был советником. Мы не один раз с ним говорили о месте и роли СБУ в то время. Он имел и соответствующие разговоры с президентом Кучмой. Кучма, министр внутренних дел Билоконь, начальник Главного управления МВД в Киеве Александр Миленин понимали, что на этом этапе жизнь не заканчивается, и сознательно не захотели использовать силу против собственного народа. А то, что такой сценарий был возможен, стало очевидным после событий под ЦИК, где бандиты арматурой били людей. Мы тогда искали выход, в качестве примера обсуждали даже ситуацию в Югославии, где желание Милошевича сохранить страну любой ценой привело к ее разрушению и человеческим жертвам. В целом МВД, за исключением отдельных ортодоксов, которые готовы были выполнить любой приказ, не хотели идти против народа.

В кабинете Смешко было принято решение о моем выступлении на Майдане. При этом сыграл свою роль генерал Александр Скибинецкий, потому что мы с ним первые подписали обращение к народу. Наше обращение подписал также теперешний заместитель министра обороны Владимир Пасько. Это все. Больше генералов, открыто желающих заявить свою позицию, в спецслужбах не нашлось, хотя тайных шептунов-сороконожек, по ночам бегающих в разные лагеря, было достаточно. Безусловно, что определяющую роль тогда сыграла не спецслужба, а люди, которые стояли на Майдане.

– Министр иностранных дел Борис Тарасюк заявил, что «антикризисная» коалиция создана не без участия Москвы. Вы с ним согласны, и как расцениваете уровень работы российской разведки у нас?

– Российские спецслужбы работают намного эффективнее и профессиональнее наших спецслужб. Они, безусловно, работают и в Украине и на достаточно высоком уровне, причем очень деликатно. Россияне имеют большой успех, почти полностью контролируя наш парламент, правительство, Вооруженные силы. Влияние на украинскую политику российской и американской разведок составляет 90% на 10%. В данном случае я с господином Тарасюком целиком согласен.

— Президент уже дважды за последний месяц встречался с председателем СБУ Игорем Дрижчаным и главой МВД Юрием Луценко. Эти встречи свидетельствуют о желании президента заручиться поддержкой силовиков при нынешних событиях в парламенте?

Думаю, что это протокольные встречи. О том, что Ющенко не хочет понять важность силовых ведомств, свидетельствует и его критика работы службы на июльской расширенной коллегии СБУ. Это односторонний взгляд, да еще и в ситуации, когда мы имеем сложную политическую ситуацию. Такая негативная оценка от президента в данный момент была неуместна. Наоборот, нужно было выразить поддержку работы и мобилизовать службу, которая в целом симпатизирует главе государства.

– Что ожидает СБУ, если премьер-министром станет Виктор Янукович?

– Пройдет дежурная реформа, под видом которой будет осуществляться абсолютная власть руководства государства, а СБУ со временем станет аналогом КГБ Беларуси.

– Оправдало ли себя назначение руководителями силовых ведомств гражданских людей— кандидатур от партий?

– Будучи в целом позитивными людьми, и Турчинов, и Луценко старались внедрять свою узкопартийную генеральную линию на борьбу с преступностью и защиту национальной безопасности. Но они не вписались в систему.

Лучше всего назначать профессионалов, которые проработали в этой среде, являются законопослушными и не причастными к той или иной партии. Если бы Ющенко, придя к власти, поставил на должности генпрокурора, руководителя СБУ, Таможни, МВД, Минобороны команду патриотов-единомышленников, мы бы сегодня не имели этой кутерьмы в стране. Нельзя, чтобы такие должности становились разменной монетой в партийных войнах.

– Турчинов нужен был Тимошенко для сбора информации о «любих друзях»?

– Я бы так не сказал. Тимошенко думала, что Турчинов будет важным звеном для реализации ее премьерского курса. Замечу, что Турчинов не разрушал СБУ, он очень осторожно к ней относился. На две трети он устраивал СБУ, но его партийная привязка бросала тень недоверия президента к СБУ. И не зря, ведь Турчинов после отстранения от должности опять вернулся в партию и активно использовал полученную в СБУ информацию.

– Нужно ли Национальное бюро расследований и на базе чего его создавать?

– Образование такого бюро не помешает. Вопрос только, насколько оно смогло бы работать эффективно в наших условиях. У нас вполне хватает законодательной базы и структур для успешной борьбы с коррупцией силами и МВД, и прокуратуры.

Нужна лишь политическая воля, заказ от руководства государства. У нас гордятся тем, что освободили 18 тыс. рядовых чиновников, при том, что в верхах остались те же люди. Нужно было снять 10 людей в центральных органах власти, которые способствовали коррупции, но их не задевают и в настоящий момент. Зачем тогда создавать бюро?

– Что помешало вам в 2004 году создать профессиональную службу защиты кандидата в президенты Ющенко?

– Я пришел к Ющенко по его личной просьбе и просьбе Романа Безсмертного. Мне в подчинение дали группу милиционеров, которых привел Петр Порошенко. Я сразу понял, что эти люди контролировали поведение Ющенко и докладывали руководству МВД о том, что происходит в штабе. Я сообщил об этом Ющенко. Предложил заменить профессионалами, и он со мной согласился. Я подобрал около 30 лучших сотрудников из прежнего 9-го управления КГБ и группу аналитиков по направлениям: разведка, контрразведка, техника. Специалисты были первоклассными, но еще нужно было уговорить Ющенко на личную и непрерывную охрану. На то время его охраняло двое людей из Госохраны, плюс добровольными охранниками были Червоненко и Жвания. С их стороны я сразу почувствовал сопротивление.

Вообще группа «Мартыненко-Жвания-Порошенко-Червоненко» не хотела терять влияние на Ющенко и терять «доступ к телу». Доступ давал им возможность влиять на бизнес-операции и реализовывать политические замыслы. Я даже проверил искренность мнений одного из наиболее приближенных к Ющенко политика. Внешне он делал все то, что нравится Виктору Андреевичу. Но когда я вышел на его близких родственников, то убедился, что Ющенко для них не более чем средство для достижения личных целей. Никаких намеков, что это за человек, давать не буду, он до сих пор среди приближенных. Убежден, что жизнь заставит президента разбираться в людях.

– Это противостояние вынудило вас покинуть штаб кандидата?

– Ющенко на словах со мной соглашался, но поддержки в организационных вопросах не было. Финансирование службы безопасности зависело как раз от окружения Ющенко. Я видел, с каким цинизмом они относились к этому делу. Выборы приближались, и ситуация становилась критической. В этот момент руководителем СБУ назначают Игоря Смешко, который предложил мне стать его советником. Я реально оценил свои возможности и меру ответственности и решил вернуться в СБУ. Правда, я тогда сделал одну ошибку.

На вопрос Екатерины Ющенко о будущем супруга я сообщил, что физической угрозы для него пока еще нет, но она возникнет перед выборами, когда оппоненты поймут, что Ющенко политическими действиями не остановишь. Назвал два, применительно к его образу поведения, реальных варианта устранения — или авиакатастрофа, или отравление. Потом, уже после отравления, Ющенко обиделся на меня, потому что окружение забросило ему мысль, что я знал об отравлении, но не хотел помочь. Хотя я знаю, что где-то за месяц до отравления один человек предупреждал Олега Рыбачука о том, что Ющенко скоро заболеет и может умереть. Как тот распорядился этой информацией, спрашивайте его.

– Общество, в конечном итоге, узнает результаты расследования отравления президента?

– Следствие ведется, хотя те версии, что отрабатываются, являются надуманными. Конечно, люди узнают, но тогда, когда будут благоприятные обстоятельства или кто-то из участников расскажет все на смертном одре.

– Вы считаете, что спецслужбы к отравлению не причастны?

– Чьи спецслужбы? Относительно СБУ, я знаю Игоря Смешко очень хорошо. Никогда бы он не принимал личного участия в том, в чем его пытаются подозревать. Это классическая многоходовая спецоперация, в которой планировалась помимо отравления и компрометация проукраинского руководства СБУ, то есть нас со Смешко.

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 3-08-2006 6:54 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100