Дело Union Standard Bank. Любопытное разграбление бандитского «общака». Расследование
Похоже, в истории еще одного банка украинской мафии поставлена жирная точка. Но разбираться, кто за ним стоял и кормился на построенных на нём схемах, вероятно, предстоит еще очень долго. Конечно, если власти вообще захотят копать глубже.
Адвокат Курченко выходит на сцену
Национальная полиция Одесской области раскрыла хищение денег в «Юнион Стандард Банке» (он же – ЮСБ Банк и Union Standard Bank), сообщило интернет-издание ОЛИГАРХ. Правоохранители изъяли финансовую документацию финучреждения, а вскоре задержали советника главы правления банка и главного управляющего директора. Ранее СМИ сообщали о незаконном завладении топ-менеджерами средств вкладчиков в размере более 100 млн грн.
Обозреватели обратили внимание, что ряд СМИ с днепропетровской «пропиской» (локация тут неслучайна, почему – станет ясно чуть позже) заявили, что непосредственно за аферой стоят нынешние руководители финучреждения Денис Деркач и Фридрих Поллак. Однако, насколько известно, официально эти господа фигурантами дела не являются.
По информации пресс-службы Главного управления Национальной полиции в Одесской области, суд избрал подозреваемым меру пресечения в виде содержания под стражей с возможным внесением залога в размере 40 млн грн каждому.
В то же время, как сообщают источники в СБУ, задержанные за внушительные средства пытались «решить вопрос» об уменьшении размера залога в Одесском апелляционном суде и покинуть СИЗО с помощью денег вкладчиков. Способы решения вопросов такого рода сохранились со времен правления Виктора Януковича – взятка от «правильного» адвоката.
Адвокатом подозреваемых является Денис Бугай. Знатный «решала» подобных вопросов в судах Украины также бывал председателем наблюдательного совета почившего в бозе «Брокбизнесбанка», известен как главный юрист беглого бизнесмена Сергея Курченко, входившего в ближайшее окружение экс-президента Виктора Януковича.
В марте 2014 года Бугая обвинили в соучастии в преступлениях Курченко. Генпрокуратура утверждала, что Курченко отмывал средства, и часть из них направлял на финансирование «Беркута», титушек и других преступных бандгруппировок, которые должны были нейтрализовать Майдан. 29 марта Голосеевский райсуд Киева избрал Бугаю меру пресечения в виде содержания под стражей или залог в 140 млн грн. Заместитель генпрокурора Николай Голомша (позже был люстрирован, — ред.) отметил, что Бугай был причастен к финансированию противоправных мер против мирных граждан.
Одно из главных обвинений в «деле Курченко» — хищение 2 миллиардов гривень, выделенных Нацбанком в рамках рефинансирования возглавляемого Бугаем «Брокбизнесбанка» и «Реал Банка». Руководство банка приняло решения о кредитовании аффилированных предприятий. Как установило следствие, большая часть активов была выведена на счета Курченко, что и стало причиной банкротства банка.
Еще одна скандальная история, фигурантом которой является Бугай — это попытка захвата украинских газовых активов российского миллиардера Виктора Вексельберга. Фирма Бугая тогда обслуживала украинскую «дочку» — ООО «ГАЗЭКС Украина», на которой числились все «доли» российского олигарха в облгазах. В итоге топ-менеджер «ГАЗЭКСА» Виталий Демьянюк и Денис Бугай без ведома акционеров попытались сменить собственника газового бизнеса.
Сейчас Денис Бугай представляется уполномоченным адвокатом по решению вопросов с Генпрокуратурой.
Появление в «деле Union Standard Bank» адвоката «младоолигарха» Курченко можно было бы объяснить лишь тем, что он – хороший юрист с большими связями, если бы тень схем «зиц-председателя» Семьи беглого Януковича не падала на банк ранее. На этом нюансе мы остановимся позже. Сейчас немного подробнее о том, чем вызвал этот банк гнев властей.
Подозрительный круговорот «бабла» в очень сжатые сроки
Собственно, подробности разграбления «Юнион Стандард Банка» еще 5 октября живописала в своей статье на «Экономической правде» директор Департамента банковского надзора НБУ Екатерина Рожкова. Чтобы освежить память, процитируем этот текст с некоторыми сокращениями:
Правление Национального банка в срочном порядке принимает решение о выведении с рынка Union Standard Bank.
В субботу в банк заходит Фонд гарантирования вкладов. К чему такая спешка?
24 сентября мы отнесли банк к категории проблемных. Причина звучит формально — «из-за увеличения рисков информационной безопасности». Но за такой формулировкой на самом деле кроется много интересных фактов.
Например – жалоба Министерства энергетики Грузии на невыполнение гарантии на 1 млн долларов, предоставленной Strait Oil and Gas.
Пояснение от Union Standard Bank на это было уникальным – «невстановлені особи, несанкціоновано, втрутившись у роботу електронно-обчислювальної машини (комп’ютеру), що знаходиться у приміщенні ПАТ «ЮСБ БАНК» за адресою: м. Одеса, вул. Гімназична, 21, вчинили злочинні дії щодо надання банківської гарантії від імені ПАТ «ЮСБ БАНК» через систему S.W.I.F.T.».
То есть, в банке непонятно кто подошел к компьютеру и дал гарантии на миллион долларов?
Эти же «невстановлені особи» использовали компьютеры банка для подтверждения гарантий 14 сентября 2014 года, 19 марта и 6 апреля 2015 года.
Национальный банк узнал о таких фактах в конце лета 2015 года и начал свою проверку.
Результатом проверки пробелов в безопасности стало признание банка проблемным и введение куратора НБУ.
Обычно у проблемного банка есть 180 дней на исправление ситуации. В нашем случае от проблемности до неплатежеспособности прошла неделя. Что пошло не так?
Это почти детективная история.
У нас сложилось ощущение работы с двумя разными банками. С одной стороны – менеджмент декларировал о развитии розницы, создании новых продуктов, шла работа по раскрытию конечного бенефициара. Но вот банк поворачивается другой стороной – и мы видим совершенно другую картину.
Итак, 29 сентября. 57% наличных средств Union Standard Bank – 108 млн грн — сконцентрировано в отделении банка по ул. Артема, 50.
30 сентября. 9:00. Сотрудники Главного управления НБУ в Киеве и Киевской области приходят на ул. Артема на проверку отделений. Полтора часа их не пускают в помещения касс.
10:30. За эти полтора часа 50 млн грн отправились из Артемовского отделения Union Standard Bank в Одесское, еще 27 млн грн – во Львовское. В Киеве проверка показала недостачу 410 тысяч гривен. Согласитесь, немаленькая погрешность.
Полдень. Сотрудники Нацбанка в Одессе и Львове проверяют кассы Union Standard Bank. Денег нет.
17:11. По данным проводок 47 млн гривен уехали из Одессы в Харьков, а из Харьковского 12 млн гривен тут же «перекочевали» в Днепропетровск.
Кстати, отделение в Харькове по адресу пр. Ленина 41/43, из которого уехали эти 12 млн грн, сотрудники НБУ так и не нашли. Собственно, как и деньги.
1 октября. НБУ просит Union Standard Bank на 2 октября аккумулировать деньги во Львове, Харькове и Днепропетровске.
2 октября. Требования Национального банка так и не выполнено.
Пятница. Вечер. Правление Национального банка принимает решение о выведении с рынка Union Standard Bank.
Создается впечатление, что десятки миллионов гривен исчезли из банка за какие-то пару дней (если не часов). Впечатление это ложное. Скандал, связанный с кражей сотни миллионов из Union Standard Bank гремел еще осенью прошлого года, о чем свидетельствует расследование наших коллег.
ВИДЕО
http://ntn.ua/ru/products/programs/svidok/news/2014/11/14/15100
Нынешние владельцы банка винили в краже предыдущих. Но, как сказано выше, окончательно деньги растворились лишь месяц назад. Кто их прикарманил – это, надеемся, выяснит следствие. Мы же приступим к странностям в истории этого банка.
Криминальные «авторитеты», прокурорская «крыша» и уголовные дела
Финансовое учреждение, бесславно закончившее свой путь в этом году под именем Union Standard Bank, было основано в Днепропетровске в далеком 1994 году. Тогда оно называлось «Видергебурт», спустя три года сменило название на более удобоваримое – «Технобанк». А в 2004-м стало называться «Финансовый Союз Банк», или, если сокращено, — «ФСБ».
Этой смене вывески предшествовал корпоративный конфликт между акционерами. Президент банка и на то время главный формальный владелец Дмитрий Фоменко заявил, что бывший совладелец учреждения некий Чеченев пытается мошенническим путем отобрать у банка 4,5 млн грн, в то время как последний утверждал, что упомянутые 4,5 млн – его взнос в капитал тогда еще «Технобанка». Но, похоже, после того, как финучреждение превратилось в «ФСБ», сменив де-юре акционеров, Чеченев остался с носом.
Примечательно: сейчас это почти нигде не упоминается, но сей многоликий банк изначально связывали с днепропетровским олигархом «средней руки» Гарегином Арутюновым. Этот человек – родом из 1990-х, в свое время, как утверждают, был партнером влиятельного криминального «авторитета» Нарика (в миру – Александр Петровский). Позже «завязал» с откровенной уголовщиной и перешел под крыло тогда могущественного Павла Лазаренко, после бегства которого из страны стал сотрудничать с Юлией Тимошенко. В 2001-м вступил в партию «Батькивщина», в 2002-м стал депутатом Днепропетровского горсовета от этой политсилы, а в 2007-м прошел в парламент под стягом «Блока Юлии Тимошенко».
Депутатская неприкосновенность оказалась для Арутюнова как нельзя кстати, поскольку уже в 2008 году «ФСБ» стал объектом расследования СБУ.
31 октября того года по результатам оперативной проверки банка «ФСБ» был наложен арест на денежные средства в сумме 35 миллионов гривен, являющиеся частью незаконной операции по противоправному возврату фиктивного НДС, и прошедшие перед этим через «Проминвестбанк». Совместная проверка проводилась силами СБУ и Госфиномониторинга под личным контролем и.о. председателя СБУ Валентина Наливайченко.
«Банк «ФСБ» на протяжении 2007—2008 годов неоднократно проверялся Генеральной прокуратурой Украины, Госфинмониторингом и МВД на предмет проведения операций, подпадающих под законодательство Украины о борьбе с легализацией доходов, полученных преступных путем. Результаты практически всех проверок подтверждают нарушение банком «ФСБ» вышеназванного законодательства», — утверждал источник в НБУ.
По данным Агентства инфраструктуры рынка тогда 60% акций ЗАО «Финансовый Союз Банк» (ФСБ) принадлежал юридическим лицам, контролируемым на тот момент народным депутатом Украины Гарегином Арутюновым. Миноритарными пакетами акций банка ФСБ владели председатель наблюдательного совета банка Дмитрий Фоменко и бывший руководитель управления СБУ по Днепропетровской области Иван Ступак. До этого пакетом акций банка «ФСБ» владел бывший прокурор Днепропетровской области Владимир Шуба, погибший при невыясненных обстоятельствах незадолго до описанных событий.
Спустя некоторое время «ФСБ», чтоб избавиться от шлейфа такой «славы», переименуется в «Екатеринославский коммерческий банк». Но мы пока кратко остановимся на паре знаковых событий в судьбе банка, случившихся в 2008 году.
27 февраля 2008 года, когда расследование против банка было в самом разгаре, произошел взрыв рядом с машиной, в которую садился глава правления «ФСБ» Дмитрий Фоменко. В результате инцидента банкир получил легкие телесные повреждения.
«Единственный аргумент, который объясняет произошедшее — это цепочка событий, которые происходят последние четыре месяца вокруг банка», — отметил Фоменко спустя неделю после взрыва. Он заявил, что после отказа сотрудничать и идти на условия работы куратора одного из банков Донецка, народного депутата (в то время. – прим.) Александра Шепелева, на «Финансовый союз банк» стало осуществляться давление, в том числе якобы и со стороны Генеральной прокуратуры.
Странная история получилась. На руководителя банка, на тот момент входящего в орбиту народного депутата от «Блока Юлии Тимошенко» Арутюнова, якобы устраивает покушение банкир Шепелев, пребывающий тогда в статусе «кошелька» Юлии Владимировны (кстати, в 2008-м на злополучные газовые переговоры с Путиным премьер Тимошенко летала в Москву на личном самолете Шепелева).
Передел сфер политического либо экономического влияния? Замыливание глаз следствию? Честно говоря, у нас нет объяснения случившемуся. Так что тут и далее будем избегать интерпретаций, но постараемся четко изложить факты.
Факт следующий: в 2008-м году, когда взрывали Фоменко и расследовали уголовное дело относительно возглавляемого им банка, часть прямых и опосредованных акционеров «ФСБ» решили влить свои медиа-активы в холдинг одного столичного магната. Холдинг известен как UMH, а магната зовут Борис Ложкин.
«Уши» Ложкина и Курченко
До конца 2008-го, согласно отчету НБУ, акциями тогда еще ЗАО «Финансовый союз банк» номинально владели: страховая компания «Союз» (18,99%), Дмитрий Фоменко (напрямую — 36,86%, опосредованно — 21,38%), Юлия Соседка (напрямую — 17,16%, опосредованно — 38,61%), Елена Соседка-Мишалова (напрямую — 19,61%, опосредованно — 36,16%), Елена Фоменко (напрямую — 2,38% акций опосредованно — 36,85%).
Интернет-издание «Статус» писало, что в 2001 году Дмитрий Фоменко основал промышленно-финансовую группу «Финансовый Союз», в состав которой входили предприятия различных сфер деятельности: угольной, металлургической, агро-промышленной, строительной, пищевой. Его жена Елена якобы активно занималась благотворительной деятельностью. О Юлии Соседке ничего неизвестно, а вот ее сестра Елена — жена Вячеслава Мишалова, который приходится сыном Дмитрию Мишалову — совладельцу группы «Мастер». Несмотря на свой юный возраст (родился 24 сентября 1985 года), Вячеслав — совладелец портала и рекламного интернет-агентства mi6.com.ua, платежной системы UkrMoney.com, интернет-портала I.UA, электронного банка Limonex.com, днепропетровского сайта Gorod.dp.ua и еще ряда порталов и провайдеров (интриги вокруг этой сделки в подробностях живописала газета «Деловая столица»).
В сентябре 2008-го выделенные выше, а также неуказанные ради краткости активы вошли в «Украинский медиа-холдинг» Бориса Ложкина. Совпадение? Вполне возможно.
В июле следующего, 2009-го года, появилось сообщение о том, что Дмитрий Фоменко якобы продал все свои 47,4866% акций ЗАО «Финансовый Союз Банк» неким юрлицам-резидентам. Таким образом, доля каждого из номинальных из акционеров банка стала меньше 10%, что, согласно законодательству, разрешает финучреждению не «светить» своих владельцев. Вскоре банк стал «Екатеринославским коммерческим банком». Рискнем предположить, что реально владельцы «ФСБ» не изменились, а ушли в тень, воспользовавшись юридической лазейкой.
Спустя несколько лет, незадолго до трагических событий Революции достоинства, осенью 2013-го «наш» банк снова всплыл в информационном пространстве. В феврале стало известно, что Дмитрий Фоменко продал «Екатеринославский финансовый банк» (Не странно ли? Ведь де-юре он его уже продал этот банк, но под другим названием, еще за четыре года до этого). Покупателем якобы стал молодой финансист (на тот момент 31 год от роду) донецкого происхождения Евгений Дзюба.
В середине марта 2013-го банк переименовали в Union Standard Bank и перенесли центральный офис из Днепропетровска в Одессу, из которой он вскоре переехал в стольный град Киев на улицу Артема, 50.
Отметим, что весь 2010 год господин Дзюба трудился советником председателя правления связанного с обслугой Януковича «Радикал Банка», а с 2012-го до момента «покупки» USB числился консультантом ПАО «Екатеринославский коммерческий банк», который вскоре стал Union Standard Bank. То есть, нетрудно предположить, что банк готовили к поглощению «семейными» как минимум за год до того, как таковое произошло.
Примечательно, что приблизительно в тот же период, во второй половине 2013-го совершалась сделка по покупке «Украинского медиа-холдинга» Бориса Ложкина «Восточно-Европейской топливно-энергетической компанией» Сергея Курченко, зиц-председателя «Семьи» Януковича. При этом были поглощены медиа-активы бывших (или всё же не совсем бывших?) владельцев банка.
Как уже сказано выше, уже спустя год после падения режима Януковича деньги из банка вывели под чистую. Причем, под носом у финансовых регуляторов. Совпадение? В отличие от кремлевских пропагандистов, мы выдумывать не будем. Скажем честно: не знаем. Хотя, возможно, что-то вскоре выясним. Так что…
Пётр Романов, Национальное бюро расследований Украины
Коментарі
Все про: Union Standard Bank, Александр Петровский, Александр Шепелев, банкротство банка, Борис Ложкин, Брокбизнесбанк, Виктор Вексельберг, Виталий Демьянюк, Владимир Шуба, Вячеслав Мишалов, Гарегін Арутюнов, Денис Бугай, Денис Деркач, Дмитрий Фоменко, Евгений Дзюба, Екатерина Рожкова, Екатеринославский коммерческий банк, Елена Соседка-Мишалова, Елена Фоменко, ЗАО «Финансовый Союз Банк», Иван Ступак, Ложкін, Национальный банк, Николай Голомша, Проминвестбанк, Радикал Банк, Сергей Курченко, содержание под стражей, Технобанк, Украинский медиа холдинг, Фонд гарантирования вкладов, Фридрих Поллак, Чеченев, Юлия Соседка, Юлія Тимошенко, Юнион стандард банк, ЮСБ Банк