23.11.2024 06:25 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

«Индустриальный союз Донбасса»: кровавые следы на металле — 2

Узбекский друг и испанские домики

В прошлой части мы написали о специфических методах, способствовавших восхождению одной из крупнейших украинских корпораций к вершинам бизнес-политической жизни Украины. Однако наш рассказ будет неполным, если мы обойдем вниманием внешние источники нынешнего могущества группы. Сегодня менеджеры ИСД любят козырять своими европейскими предприятиями и при случае называют свой бизнес транснациональным. При этом обходится стороной, что начинала ИСД международную деятельность, которую с начала основания корпорации курировал Сергей Тарута, отнюдь не в Европе, а на просторах Средней Азии. И бизнес этот был далек от европейского, как и контрагенты ИСД меньше всего были похожи на добропорядочных европейских капиталистов.

Как мы писали, гениальные придумки менеджеров ИСД продавать газ по заоблачным ценам и взращивать задолженность донецких предприятий ГМК заоблачными процентами давали неплохой результат. Однако уже очень скоро схема перестала удовлетворять ее создателей. Дело в том, что газ, который ИСД изначально покупал у ЕЭСУ, приходилось покупать слишком дорого и большой маржи от его перепродажи не получалось. Группа начинает искать пути оптимизации издержек газа и очень скоро их находит.

Поиски дешевого газа приводят ИСД в Узбекистан. Путь в эту среднеазиатскую республику помогла проложить корпорация «Итера». В 1996 году обостряются отношения ЕЭСУ и «Итеры», импортировавшей газ в Украину. Дело в том, что тогдашний премьер Павел Лазаренко активно выпихивал российского газотрейдера с украинского рынка, барыши с которого он прочил контролируемой им ЕЭСУ. О накале страстей свидетельствует расстрел Александра Шведченко, директора «Итера-Украина», на пороге представительства компании в Киеве. Этими противоречиями и воспользовались ИСДешники, которые с 1995 года довольно плотно играли на противоречиях ЕЭСУ и «Итеры» по Донецкой области.

Руководство «Итеры» устраивает ряд встреч представителей ИСД с представителями узбекского нефтегазового комплекса. В то время контроль за экспортными поставками газа находился в руках у авторитета Гафура Рахимова.

Именно с Гафуром ведет переговоры Сергей Тарута во время частных вояжей в страну в 1996 году. Стороны очень скоро находят общий язык и договариваются о поставках газа. ИСД выполняет строительные работы в нефтегазовом комплексе – прокладку газопроводов, строительство нефтебаз, за которые узбеки рассчитываются сырьем. Но чистого экспорта не получалось, все равно возникала необходимость делиться с «Итерой» как оператором транзита. Для включения в схему поставки узбекского газа «донецко-гафуровского» интереса создается оффшорная структура, зарегистрированная в Великобритании – Eastern Distribution. Полученный от узбеков газ эта британская контора продавала «Итере», а затем на границе Украины снова выкупала и лишь затем поставляла на украинский рынок. Бартерная модель была куда выгоднее изначальных дилерских отношений с ЕЭСУ. ИСД за счет дешевого топлива ускоряет «покорение» Донбасса, с Гафуром Рахимовым рассчитываются «живыми» деньгами через британский оффшор.

Узбекская экспортная схема оказалась на диво жизнеспособной. С годами ИСД все больше укоренялась в Узбекситане. Строительная активность группы в нефтегазовом комплексе этой страны достигла таких масштабов, что в начале 2000 года она выкупает 39% акций «Узнефтегазстрой», которые позже конвертируются в акции «Узбекнефтегаза» и позволяют Сергею Таруте войти в набсовет узбекского монополиста. А расцвет темы приходится на 2003 год, когда Виктор Гайдук, будучи вице-премьером по ТЭК лоббирует льготные поставки газа Eastern Distribution в Украину. В целом же ИСД с середины 90-х поставила до 15 млрд. кубов узбекского газа.

Стабильности поставок способствовала удачно выбранная узбекская крыша, установлению тесных партнерских отношений с которой украинской стороне здорово помогла «видовая» схожесть и общее криминальное происхождение. Сегодня Гафур Рахимов – известный меценат и филантроп, большой любитель спорта. О других делах и заслугах Гафура в Узбекистане предпочитают говорить исключительно шепотом. Гафур Рахимов начинал как классический рекетир начала 90-х годов. ОПГ под его руководством в свое время здорово помогло Исламу Каримову укрепится во власти. Взамен ОПГ получило государственнический статус – группе были отданы на откуп экспортные бартерные операции. Сегодня Гафур контролирует финансовые потоки транспортной отрасли – национального авиа- и жд-перевозчика, автомобильную корпорацию страны. Возможно, увлечение Гафура транспортом не случайно – в западной прессе появились продположения о связи Гафур связывают с транзитом наркотиков из стран Средней Азии и Ближнего Востока. Вероятно, эта информация и стала причиной официального отказа выдать Гафуру австралийскую визу для посещения Олимпийских Игр в Сиднее.

Прочны позиции ИСД в Узбекистане и сейчас. Группа постоянно заявляет о готовности импортировать газ из Узбекистана. Пока на пути стоят лишь более дешевый туркменский газ, который на данном этапе делает невыгодным поставки более дорогого узбекского газа, который узбеки продают уже не по бартеру, как в 90-е, а за «живые деньги».

Широки связи Гафура и в России. Одним из видных российских знакомцев авторитета является выходец из Узбекистана Алишер Усманов, металлургический магнат, возглавляющий ООО «Газпроминвестхолдинг» дочернюю компанию «Газпрома», которая занимается возвращением долгов компании. Именно через Гафура, Алишер Усманов, известный у себя на родине под кличкой «Узбек», сближается с руководством ИСД. Связь стала явной, когда в начале 2007 года стала появляться информация о переговорном процессе по поводу слияния металлургических активов ИСД и «Газметалла», о которых проговорился владелец последнего – Алишер Усманов.

О степени доверия и близости между узбекскими и украинскими «бизнесменами» может свидетельствовать еще один эпизод. Речь идет о покупке фешенебельной недвижимости в Испании на побережье Коста Дель Соль, которое партнеры осуществляли через одни и те же фирмы-посредники. Последним не повезло – через них переводил деньги и одиозный Михаил Ходорковский, что и стало главной причиной ареста их функционеров в ходе совместного рейда российских и испанских правоохранителей.

Хозяевам ИСД, которые также активно «инвестировали» в испанскую недвижимость через структуры Гафура, лишь чудом удалось избежать скандала. В конце 2005 года директор украинского бюро Интерпола Кирилл Куликов сообщил о раскрытии большой сети по отмыванию денег через фешенебельную испанскую недвижимость. По Киеву активно поползли слухи, что к аферам причастны хозяева Индустриального союза Донбасса. Правда дело достаточно быстро прикрыли, и все ограничилось шумихой в прессе.

Виктор Таргай, Compromat.Ru

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 4-07-2007 4:45 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100