9.05.2024 15:21 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Возвращение бабла, или Долги взад требуют только трусы

В вопросе погашения советских долгов Сбербанка порочны не методы его реализации – порочна сама идея

Даже те из нас, кто ненавидят совок до боли от прибитой портвейном «777» печени, порой имеют по нему парадоксальную ностальгию хотя бы из-за тех же трех семерок. Интернетом регулярно гуляют выкладки типа: «А кто сейчас помнит, что квартиру давали бесплатно?.. Пирожок с повидлом — ну разве не чудо? Никогда не угадаешь, с какой стороны повидло вылезет!.. А молоко в «треугольных» пакетах?.. А телевизор «Рубин» — берешь пассатижи и тын-тын-тын!.. Или автоматы с газированной водой? Там еще был стакан граненный — один на всех. Его использовали местные пьяницы. И, представьте себе, зачастую они возвращали стакан на место!..»

Одним словом, у каждого в шкафчике памяти засел свой скелет ностальгии. Но есть еще один, не скелет – скелетище. Один на всех, кто «с раньшего времени». Имя ему – деньги, «сгоревшие» в недрах сперва Сберегательной кассы, затем — Сберегательного банка Союза Советских Социалистических Республик. Там были такие деньги! Не верите? Конечно, трудно поверить, что во времена совка люди зарабатывали десятки тысяч не только доставкой мандаринов из Абхазии в Магадан и не только подпольно-цеховым пошивом джинсов. Вы видели, как возвращаются с рейса моряки китобойной флотилии СССР, озверевшие за год друг от друга, от антарктической болтанки, от запаха ворвани? Вы летели в одном самолете с вахтовиками-нефтяниками из Сибири с обваренными лицами, потому что «дали в забой кислоту под 200 атмОсфер, а скважина как плюнет!»? Вот у кого ностальгия. Особенно, если они не успели снять «с книжки» заработанное и в безумное время начала девяностых купить хоть что, хоть «черта в ступе»…

Ты помнишь, как все возвращалось?

Если мне не изменяет память, впервые государство вспомнило, что оно что-то должно своему населению, в 1996 году, когда парламентом был принят Закон «О государственных гарантиях сбережений граждан». Им была зафиксирована и сумма долга – 131 млрд. 960 млн. грн. Желанию власти начать с 97-го возвращать обесцененные вклады б. Сбербанка б. СССР население не поверило. Но очередь в отделения теперь уже Ощадного банка на всякий случай заняло. Сотрудники Ощадбанка сходили с ума – денег, особенно в регионы, выделялось — кот в песок «наплакал». Сперва оно, население, выстраивалось в змеегорынычные очереди, затем систематизировалось путем проверенных номерков на руках (а то и заведением журналов!), ловило кассиров на улице, организовывало за ними слежку – и все для того, чтобы получить жалкие 50 грн.

Под президентские выборы 2004-го компенсационная инновация уже стоила бюджету чуть больше 1,5 млрд. грн. Скольким банковским операционисткам и особо хлипким представителям населения она стоила рассудка – у Госкомстата сведений нет. Но только-только бесплатная медицина остановила пандемию тихого помешательства в среде особо алчущих, предвыборный черт дернул кандидата в президенты и премьер-министра (первое пришествие) Виктора Януковича пообещать во время агитационного тура: спецорган по возвращению бабла будет создан, будь он хоть госкомитет, едрена вошь! А также за счет обесцененных вкладов будут гаситься долги по коммунальным платежам!

Виктор Федорович президентом не стал, но его знамя подхватила новая власть. 30 мая 2005 года Кабинет министров выдал Постановление № 409 «О выплате в 2005 году компенсации потерь от обесценивания денежных вкладов и страховых взносов, вложенных до 2 января 1992 года в учреждения бывшего Сбербанка СССР, действующих на территории Украины, бывшего Укргосстраха и выкуп облигаций Государственного целевого беспроцентного Займа 1990 года». Из бюджета под это постановление было выделено 500 млн. грн. Не отставал от правительства и президент. Виктор Ющенко заявил о 6 млрд. грн. компенсационных зачетов по коммунальным услугам. «Это огромная сумма, — помнится, заявил он тогда, — и дай Бог, чтобы в следующем году мы могли сформировать объем компенсаций на уровне 10-12 млрд.»

Ага. По фигурирующим в открытых источниках данным, на текущий год населению возвращено 4,1 млрд. грн., 2,3 млрд. из которых – кэшем, а 1,8 млрд. – погашением долгов за услуги ЖКХ. Вспомним арифметику. Если верить вышеприведенной статистике, на сегодня сухой остаток суммы государственных обязательств составляет 127,86 млрд. В бюджете-2007 на возврат было заложено 650 млн. Коль и далее идти такими темпами, то (даже без учета инфляции) последний самурай-долгожитель дождется своих денег лет эдак через 120. Есть ради чего жить. Я ведь ничего не перепутал?

«Да все ты перепутал! – взревели пару месяцев назад с придорожных бордов лозунги досрочных выборов – 2007. – Обесцененные вклады будут возвращены в течение двух лет!» Население, как водится, не поверило. Но уже подоставало из чуланчиков заветные журнальчики со списками очередников и разбинтовало немытые с 1997 года руки. Номерки на месте. Население к стоянию в очередях готово. Кредо у него такое политическое: в очередь за деньгами – всегда!

Позвольте спросить: где деньги взять?

Инициатор этого дела – лидер БЮТ Юлия Тимошенко – надеется привлечь их в бюджет за счет детенизации экономики, уплаты налогов крупными корпорациями, привлечения иностранных инвестиций, повышения отчислений за использование природных ресурсов и введения «настоящей стоимости» в дальнейшей приватизации.

43-й номер избирательного списка БЮТ Александр Фельдман, например, предлагает обеспечить возвращение вкладов акциями Ощадбанка. Безинфляционно, по его мнению, и справедливо. Или объединить активы государства, Ощадбанка, Укрэксимбанка в одно целое и пусть это «целое» отвечает перед населением за долги. Социально, считает г-н Фельдман, и рыночно, поскольку не повлечет за собой выброса денежной массы и даст людям в руки реальные личные активы.

Экс-министр экономики в правительстве Тимошенко (первого пришествия) Сергей Терехин заявил, что сперва нужно еще долг инвентаризировать. Я не экономист, как г-н Терехин, и инвентаризацию, как процесс, мог оценивать лишь по мимике прапорщиков Советской Армии, направляющихся на инвентаризацию склада вещевого имущества. После нее, как закон, склад не досчитывался энного количества бушлатов и прочих ценных вещей, а «инвентаризаторы» расходились по одному и с крайне довольными рожами. Сергей Анатольевич служил и, по всему видать, службу понял правильно. Ибо, по его прикидкам, после инвентаризации сумма долга составит от 40 до 50 млрд. грн. – ведь значительная часть обманутых вкладчиков либо уехала из страны, либо перенеслась туда, где несть тоски по сгоревшим вкладам. Что особенно насторожило в выкладках Сергея Терехина – это рассуждения о необходимости принять парламентом специальный закон, которым долг по вкладам будет включен в общий госдолг Украины и станет выплачиваться из госбюджета.

Понятное дело – критиков таких шагов предостаточно. От партнера Юлии Владимировны Юрия Луценко («Я не вижу путей возвращения тех сбережений… на протяжении двух лет») до Николая нашего Азарова («Невозможно за два года выплатить обесцененные сбережения населению хотя бы потому, что никто не знает их истинного объема»). В отличие от других, Николай Янович попытался хотя бы прикинуть, во что это выльется в случае индексации. Правда, здесь у него тоже получилось, как всегда. В средине сентября, до выборов, он называл сумму в 200 млрд. грн., а в конце октября (после выборов) у него набежало уже 300 миллиардов. Ну, налоговик в душе, что с него возьмешь…

Гори они огнем

В определенной среде утверждают, что долги отдают только трусы. В создавшейся ситуации, по-моему, только трус станет требовать возвращения пропавших вкладов. Да что там – нам надо упрашивать БЮТ не выполнять своих предвыборных обещаний!

Экономисты лучше меня расскажут, что компенсация пропавшими вкладами услуг ЖКХ, лишающая последнее реальных дензнаков, ведет к банкротству и так дышащего на ладан коммунального хозяйства. Что зачисление долгов по вкладам при покупке товаров длительного пользования убьет продавцов товаров длительного пользования. Что запуск денежного «станка» ударит в первую очередь инфляцией и ростом цен по тому же населению. И т.д. и т.п.

Главное в другом. Нам всем нужно втемяшить себе в голову раз и навсегда: компенсировать потерю обманутым вкладчикам будет при любом раскладе не государство-должник, а все то же население – альфа и омега наполнения госбюджета. Думаете, почему Сергей Терехин ратует (невзирая на существующий закон от 1996 года) за принятие еще одного спецзакона, переводящего стрелки госдолга исключительно в бюджетную сферу? Чтобы с обманутыми вкладчиками рассчитались дети и внуки обманутых вкладчиков. Или дети и внуки совершенно не обманутых вкладчиков, которые не ностальгируют из-за «треугольных» пакетов молока и стаканов для газировки многоразового использования. Типично совковый подход: чтобы удовлетворить часть объегоренного населения, нужно объегорить всех поголовно.

И еще. В создавшемся прецеденте есть глубокая моральная негативная составляющая. По большому счету, на потерянные вклады махнуло рукой большинство тех, кто их заработал. Раздавая обещания «130 млрд. в два года», политики вызывают к жизни беса сомнения в душах молодого поколения – «зачем работать (учиться), если бабушке (дедушке) вот-вот должны вернуть «многие мильены?» Поэтому на долги нам нашего государства нужно плюнуть. Слюной. Как плевали до исторического материализма. Несправедливо? Да. Обидно? Нет. Почему? Потому, что мы не трусы. Мы себе еще заработаем. Своих дедушек и бабушек прокормим. Лишь бы государство, чем кормить нас пустыми, иезуитскими, порочными обещаниями, не мешало нам честно зарабатывать.

Пишу и физически ощущаю гневную отповедь: «Хорошо тебе, журналистская морда, разбрасываться чужими кровными! Может всю жизнь просидевшему снабженцем на базе и потерявшему малую толику от украденного не жалко, а –дцать лет за Северным полярным кругом коту под хвост – это как?» Согласен. Возвращаясь к началу статьи, еще раз подчеркну, что хапуг эпохи развитого социализма не имел в виду вовсе. Подразумевал лишь тех, о которых – умри, лучше не скажешь, — написал и сам озвучил Василий Шукшин в «Калине красной»: «Страна производит электричество, паровозы, миллионы тонн чугуна... Люди напрягают все силы. Люди буквально падают от напряжения, ликвидируют все остатки разгильдяйства и слабоумия, люди, можно сказать, заикаются от напряжения. — Егор наскочил на слово «напряжение» и с удовольствием смаковал его. — Люди покрываются морщинами на Крайнем Севере и вынуждены вставлять себе золотые зубы...».

Скажу больше: у самого где-то «на чердаке» валяются сберкнижки Сберкассы СССР и Сбербанка СССР; одна — как напоминание о работе матросом загранплавания, вторая — помощником бурильщика Управления по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин в районах Крайнего Севера. Врать не буду — на обеих в сухом остатке где-то рублей по два в валюте б. СССР. (Перефразируя Василия Макаровича, — кто-то вставляет себе золотые зубы, а кто-то тратит все на вино и женщин).

Дело не в нашем отношении к деньгам, а в нашем отношении к государству. Если оно, государство, вырастит еще несколько поколений, жаждущих прожить на «халяву» — не будет его самого. Вот только почему оно, черт его дери, этого не понимает?

Виктор СЛЕЗКО

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 31-10-2007 17:14 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100