Пытки остаются излюбленным механизмом раскрытия преступлений для донецкой милиции
В Кировском ГОВД не считают, что их офицеры, обвиняемые в пытках, запятнали честь мундира — руководство просит суд вернуть отстраненных офицеров на рабочие места
Сегодня вымучивают признания, не оставляя увечий.
Применение пыток — самый распространенный и, можно сказать, излюбленный милицейский механизм раскрытия преступлений. Почему — не мудрено: выбитое признание – и сейчас, как в тридцатые годы XX века, остается «царицей доказательств» (по Ф. Дзержинскому). Вымученная «явка с повинной», подписанная после нескольких часов и даже суток незаконного содержания в КПЗ, часто устраивает наше хромоногое правосудие в качестве не только главного, но и единственного доказательства вины. Запомнился случай, когда «приглашенный на беседу» после суток «обработки» в одном из райотделов Донецка повесился в прихожей родительского дома, как только вернулся. Матери этот парень оставил записку: «Не хорони меня, выброси на помойку. После того, что случилось, ненавижу себя, не могу жить.» Изнасиловали этого человека или сотворили какую-то другую подобную мерзость – остается только догадываться…
Надо сказать, что современные сыщики научились добывать следственные доказательства, не оставляя отметин на телах задержанных. На первый план у них выходит психологическое подавление. Вот что почти год назад рассказал генеральный директор ОАО «Дебальцевский завод металлургического машиностроения» Василий Евдокимов, которому из подвалов Ворошиловского РО ДГУ удалось вырваться живым и не сломленным:
— Там, куда меня завели, на полу лежал матрац. Повалили меня, связали ноги скотчем, перевернули на спину и стали бить пластиковыми бутылками, наполненными песком, по животу. В избиении принимало участие двое сотрудников Ворошиловского РО ДГУ. Потом перевернули на живот, облили водой и подключили провода к ногам. Когда мной даны были ответы о непричастности к убийству Быстрякова, работники милиции переместили провода к моим ягодицам и стали проводить электрический ток. Я несколько раз терял сознание, и меня приводили в чувства нашатырным спиртом. После чего один из работников предложил налить нашатыря мне в противогаз, что и было сделано.
Спустя время в судебном порядке Василий Евдокимов истребовал денежную компенсацию за 10 суток незаконного содержания в изоляторе временного содержания, но наказать конкретных «погононосцев» не удалось. Как считает его адвокат, главная причина в том, что на издевательства рядовых милиционеров приходилось жаловаться в прокуратуру – то есть, ту организацию, которая как раз и обеспечила работникам милиции возможность беспрепятственно забирать Евдокимова в упомянутый подвал, якобы для выполнения следственных действий.
Городская прокуратура, как уверяют Евдокимов и его адвокат, была в этой истории запевалой. Именно ее вожаки поспешили всенародно объявить Евдокимова душегубом (так обычно поступают, когда следствие ощущает слабость и нуждается в формировании определенного общественного мнения). Но Евдокимова не смогли склонить к нужным показаниям, и заказное убийство Геннадия Быстрякова, основателя возглавляемого им завода, по сей день остается нераскрытым.
Директор тоже сделал громкие заявления – обвинил прокурорско-милицейскую верхушку в обслуживании рейдеров, которые, как он допускает, организовали убийство его товарища Быстрякова, опорочили его самого, и активизировали действия по насильственному поглощению предприятия, пока он сидел. Но, как и всякое обвинение, это подлежит доказыванию, и, если говорить о пытках, надо предъявить телесные повреждения, а у директора их не было.
Тем более примечательна история, происшедшая в городе Кировское. Прежде всего она поражает воображение топорностью работы тамошних ментов. А во-вторых — похвальным упрямством местной прокуратуры, которой удалось довести шокирующее уголовное дело до суда.
В перечне статей — противоестественная связь
В зале Шахтерского горрайсуда, где 22 октября начали слушать это скандальное уголовное дело, обвиняемые отворачивали лица от фотокамер. Они все еще действующие офицеры милиции, ни дня не провели под стражей, и рассчитывают на оправдательный приговор. И это несмотря на то, что букет статей, описанный в обвинительном заключении Кировской прокуратуры (превышение служебной власти, нанесение тяжких телесных повреждений, попытка удовлетворение половой страсти неестественным способом с использованием беспомощного состояния пострадавшего, и тому подобное), «отсвечивает» долгими годами тюремного заключения. Одна только 127 ч. 3 — пытки, совершенные работниками правоохранительных органов, карается лишением свободы от 10 до 15 лет!
35-летний Сосо Джанджгава, гражданин Грузии, проживающий в г. Кировское, был задержан этими работниками милиции 14 сентября прошлого года. Предшествовали событию факс и телетайпограмма от следователя из Прилук. Лица кавказской национальности подозреваются в краже золота и вещей из квартиры прилуцкой гражданки — говорилось в этих сообщениях. Добавлю: по оперативным данным, эти «лица» фигурировали в десятках квартирных краж, совершенных на территории Сумской и Черниговской областей. Одного из кавказцев, по фамилии Джанджгава, надлежало принудительно доставить в горотдел.
На часах была половина четвертого, подозреваемый Сосо завел двигатель своих «Жигулей», когда в стекло постучал его сосед по тамбуру — участковый Василий Полешник. Следом появились еще четверо сотрудников милиции, и на запястьях Сосо защелкнули «браслеты».
О том, что было дальше, рассказывает сам Джанджгава:
— В горотделе предложили: “Выбирай, что возьмешь на себя — кражи барсеток, мобильники, или магазины — все то, что у них не раскрыто. На столе лежало несколько листов, которые мне предлагали подписать. Я отказался. Тогда их старший, Колесников, говорит: «Ну, раз у нас не выходит разговор, мы тебе вставим дубинку в зад — и сфотографируем. Как ты после этого будешь жить в СИЗО?». Чухин захватил мне горло локтем, а Рыбак стал стаскивать штаны. Я выворачивался, укусил Чухина до крови. Он разозлился и говорит: «Ну сейчас я тебе зубы вырву». Открыл стол, достал многофункциональные плоскогубцы — такие, где есть и ножницы, и ножик, и открывашка... Вот этот зуб мне пытался вырвать плоскогубцами опер Чухин, но я сжал челюсть, и ничего у него не вышло – только десна мне разбил.
В это время в кабинете было пятеро. К четверым, которые задерживали, присоединился один пэпээсник, а участковый вышел. Сосо рассказывает, что пытавшие его милиционеры постоянно мешали водку с пивом, а самый отчаянный – Чухин – от количества выпитого еле стоял на ногах. Именно он, как говорит Сосо, сдавливал ему плоскогубцами пенис — кровоподтеки на крайней плоти и ягодицах присутствуют во всех медицинских документах, а Джанджгава успел побывать как минимум в трех больницах – Кировской, Прилукской и больнице г. Бровары.
— Когда сдавили, я просто выключился от боли, и меня облили водой… – продолжает Джанджгава.
На голове у Сосо разбили табурет, молотили дубинками по всему телу и по лбу. Поэтому он даже не знает от чего пострадал его череп – от табуретки или от дубинок
— Три часа мучили, а потом у них какое-то утреннее совещание. Все ушли, оставив меня с Омельчуком. Чухин, выходя, сказал: «Клянусь, сам лично тебя опущу!» Ну, я и думаю: «Как спасти честь?» Увидел на столе эти плоскогубцы, и пришла в голову мысль себя ранить.
— Вот так — руками закованными в наручники сзади, я и ударил себя этими плоскогубцами по почкам. Ударил три раза. — Сосо показывает как все происходило. — А тут и участковый заглянул в кабинет…
Милицейская логика: все можно, раз Сосо не в белых одеждах
Единственный из подсудимых, кто согласился побеседовать с журналистами — Василий Полешник:
— За день до очной ставки он говорил мне, что не имеет лично ко мне претензий, а в ходе следствия изменил показания — видно, по просьбе прокуратуры: сказали, что без участкового не будет дела. Наш прокурор молодец: моим родителям – матери, онкобольной, и отцу, инвалиду, с порога заявил, что я преступник! Я был в составе опергруппы и действовал по указанию руководства, а этого пальцем не тронул. Сосо оказывал сопротивление. Была информация, что у него оружие, и в ту ночь он уже «встал на лыжи» (готовился бежать), а врет, что ехал за овощами.
Полешник и Джанджгава больше года были ближайшими соседями. Как говорит участковый, грузин не нарушал общественный покой, был зарегистрирован как временный житель, подозрение вызывало только то, что часто выезжает куда-то по ночам. Теперь же Полешник выяснил: Джанджгава задерживался и раньше, обвинялся в кражах, был даже объявлен в розыск, но после загадочной смерти одного из его подельников дело отправили в архив.
— В Прилуках уже вынесен приговор его родственникам, с которыми Сосо чистил квартиры: племяннику и еще одному. – продолжает Полешник. — Я честно скажу: спал у себя в кабинете на столе (ночь был на дежурстве в группе).
Дежурный звонит: поднимитесь на 2 этаж. Поднимаюсь, вижу: этот себя колет ножницами. Я — ему: «Ты что делаешь?» А он: «Чем ехать в Прилуки — лучше зарэжусь».
По словам потерпевшего, ему отказывались вызвать скорую — требовали: «Сначала напиши, что на тебя напали в парке», но крови было много — поэтому мучители сдались, а фельдшер, прибывшая по вызову, настояла на госпитализации.
— Они переодели меня в чистую одежду (жене сказали – я просил принести), а одежду которая в крови и отпечатках их ботинок, уничтожили. – говорит Сосо.
Кроме многочисленных ран и синяков, медики зафиксировали черепно-мозговую травму. А перелом костей свода черепа и ушиб головного мозга (признаки тяжких телесных повреждений, опасных для жизни в момент причинения) показала дальнейшая компьютерная томография.
15 сентября Джанджгаву конвоировали в Прилуки, но после беседы со следователем оказалось, что претензий к нему нет. Похоже, кировские милиционеры работали по принципу: “война все спишет”. Присвоили 300 гривен, которые были у Сосо в кармане, и, как он рассказывает, смеясь, оставили ему трешку — «на пиво прилуцкому конвою». Трое из шестерых не побрезговали 30 гривнами, которые лежали на его мобильном счету (перевели на свои счета по десятке). Рассчитывали, что Сосо осудят в Прилуках, и можно будет “довесить” свои “глухари”. Однако, прилукские коллеги “подставили” — не накопали достаточно материала. Более того — прежде чем везти задержанного в свой горотдел, решили освидетельствовать, дабы чужие побои не приняли за их грехи.
16 сентября Сосо отпустили, и из больницы в Броварах, где он лечился (говорит, боялся возвращаться в Кировское, чтобы не убили), он разослал повсюду жалобы — начиная с секретариата Президента и заканчивая Генпрокурором.
Защитник Василия Полешника видит массу изъянов в уголовном деле. Постановление о приводе подозреваемого Джанджгава — один из его аргументов.
— Позднее это постановление подменили другим: о приводе свидетеля, и в "деле о пытках " появилась дополнительная статья «незаконное задержание». — говорит адвокат Полешника — Александр Богатенков.
Второй аргумент: комплексная экспертиза пришла к выводу: “Перелом затылочной кости слева, выявленный при компьютерной томографии 27. 11. 2006 г. при даче заключения не может учитываться, так как при судебно-медицинском освидетельствовании гражданина Джанджгавы 14.09.2006 (в день травмы) наличия каких-либо телесных повреждений на мягких тканях затылочной области не отмечено”.
— Перелом черепа мог быть и десятилетней давности — заявляет Полешник. – Слава — вот что волнует прокурора города Кировское Щербакова! У меня вопрос: почему Сосо из члена банды вдруг перевелся в разряд свидетелей? Прилукский следователь под нажимом следователя нашей прокуратуры отпустил Сосо. Испугались, чтобы тоже не оказаться в подсудимых, как мы, и решили – раз этот Сосо нужен для громкого дела прокуратуре — пускай гуляет. А между собой возмущаются, что Джанджгава не сидит.
Устроившие пытки — ценные кадры, их заждались
Все шестеро обвиняемых имеют высшее образование, женаты, воспитывают несовершеннолетних детей. Возраст подсудимых — от 25 до 42 лет. Старшее звание — майор. Василий Полешник имеет правительственные награды. Среди них — «10 лет безупречной службы» и «Защитник Отчизны», многократно признавался лучшим участковым города Кировское. Адвокат обещает добиться для Полешника оправдания.
Адвокат Джанджгавы — Сергей Салов подал исковое заявление, в котором попросил взыскать 100 тысяч гривен за моральный вред, причиненный Сосо. В исковом заявлении ударение делается на том, что действия обидчиков, нарушали половую неприкосновенность и носили унизительный характер. «Для меня, как для южного человека, очень важным является мое мужское достоинство» — подчеркнул истец.
В Кировской милиции соскучились по товарищам — там вовсе не считают, что обвиняемые бросили тень на горотдел и ждут их скорейшего возвращения на рабочие места. О Сосо отзываются в духе Жеглова: “Вор должен сидеть в тюрьме, и будет сидеть – я сказал”.
Руководство милиции г. Кировское уже обратилось к суду с ходатайством отменить постановления следователя прокуратуры, который отстранил обвиняемых от обязанностей по службе — Константин Чухин даже с рабочим удостоверением вместо паспорта явился в суд. Лишь один из подсудимых предпочел уволиться из органов после скандальных событий. Как поговаривают — потому, что подвел своих. Дмитрия Омельчука оставили сторожить Сосо, а он улегся на диванчик и проспал момент, когда задержанный поранил себя плоскогубцами. А если бы не этот «досадный промах», Джанджгаве не пришлось бы вызывать скорую, фиксировать следы пыток, и значит — не пришлось бы отвечать за них...
Из разговоров с милиционерами других отделов возникает ощущение, что они не понимают, в чем винят их коллег. Эти люди страдают особым милицейским сознанием – искаженным с точки зрения нормального человека — им и в голову не приходит, что твердого убеждения в том, что перед ними находится преступник, не достаточно для обретения права этого преступника линчевать. Объяснять, что для достижения целей (к примеру, даже благой – цели неотвратимости наказания) отнюдь не все средства хороши –лишено смысла. Тем более, бессмысленно дискутировать с теми, кто озабочен планом раскрываемости и желает построить на этом карьеру.
Лана НЕДЕТСКАЯ, специально для PRO-TEST
Коментарі
Читайте по темі
- Зеленський виконує лише один план. План путіна по геноциду українців та знищенню України. Розслідування –
- московське життя російського розвідника Владимира Зеленского –
- Це Зеленський та путін вбили Ірину Фаріон! –
- Громадянин росії Умєров заробляє мільйони на крові українських військових –
- God Bless America –
- Хто такий Джокер? –
- Призначений тираном Зеленським керівник Вінницької ОВА Борзов, роздає на АЗС повістки всім, хто йому не сподобався. Відео –
- Мати побачила посивілого від катувань тюремників сина — Зеленський перетворив Україну на російський концтабір. Відео –
- Порш для коханки – Владислав Володський провалив постачання провіанту для ЗСУ –
- Сергій Чепурний — темна конячка, яка краде у військових –
- Zeлені чоловічки з ТЦК б'ють медиків швидкої у Одесі. Відео –
- За наказом спільника тирана Зеленського у Запоріжжі розстріляно (4 постріли) Максима Денщика –
- Ze-концтабір. ТЦКшники напали на адвоката Сергія Костиру, коли він надавав правову допомогу клієнту. Подробиці –
- Промосковська система єрмака/zeленського примусила видалити цей пост Олега Ткаченка про те, як вбили його побратимів –
- Намордник для критиків уряду, — sueddeutsche.de –