21.11.2024 17:13 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Ху из украинский журналист?

День журналиста в этом году невольно стал «днем зверя» — с эдакой мистической датой 06.06.06. Имя зверя, которого боятся все лжецы и демагоги – это «акула пера», бескомпромиссный и вездесущий писака, для которого нет тайн в этом мире, проницательность которого могла бы состязаться со всезнанием Господа Бога. Таким до сих пор представляют себе журналиста обыватели-романтики.

А кто он на самом деле, наш журналист?

«Киллер нанятый», которому не верят, когда он рассказывает неприятную правду, и тем более не верят, когда он впаривает потребителю лестную для кого-то «джинсу»? Незадолго до парламентских выборов я зашел в гости к пресс-секретарю одной из партий. На его столе, не прячась, лежал забавный документ — «Кошторис на розміщення заяви партії у ЗМІ». За дословную публикацию пресного текста заявления, в стиле «маємо те, що маємо», причем среди потока обычных новостей, некоторые известные интернет-издания получали по этому «кошторису» всего две-три сотни американских у.е. Рассматривая свой бренд как товар, партии не стремятся сделать его содержание интересным для общества: достаточно заплатить небольшую сумму, чтобы все увидели красивую упаковку «кота в мешке» и развевающееся знамя над списком ползучих партийцев. Все равно, мол, избиратель купит, ведь реклама – двигатель прогресса. Но проблема даже не в легкости размещения рекламы, а в том, что ее стоимость повышают, делая вид, будто реклама – это новость или статья, не обозначая рекламу как рекламу. Между тем гораздо больше повысили бы стоимость рекламы качественные и объективные статьи по соседству, даже если реклама будет помечена должным клеймом. К сожалению, сейчас колонки новостей и даже полосы «аналитики» в некоторых «независимых» изданиях больше напоминают коммерческий информационный листок, каждый квадратный сантиметр которого уже продан и оплачен.

Может быть, журналист – это парень, который вечно болтает о чем-то своем, а его никто не слушает? Такое впечатление складывается из реакции власти и правоохранительных органов на наши публикации. Согласно законодательству, газетная публикация является основанием для возбуждения уголовного дела по изложенным в ней фактам. Но гораздо чаще публикации становятся причиной для судебного преследования не их «героев», а слишком болтливого автора.

А может, журналист – это тот первокурсник, которого наняли переписывать новости из интернета, или, наоборот, ставить украденные с других сайтов и «заказанные» новости на свой сайт?

Или, может, журналист – это тот сонный, а то и откровенно храпящий тип на пресс-конференции, срывающийся после фразы «Перейдем к вопросам!», чтобы разразиться прочитанным по бумажке монологом: «Вот вы тут так себя хвалили, а попробуйте-ка прокомментировать такие достоверные факты, которыми расплатился, то есть, я хотел сказать, поделился со мной в приватной беседе один высокопославленный чиновник...»…

Кто только не называет себя журналистом! Этот статус используют для бахвальства и злоупотребления доверием людей, а с некоторых пор он позволяет на законных основаниях носить оружие. Значит ли это, что общество и государство де-факто признало журналистов солдатами, точнее, наемниками клановых воен, раздирающих Украину? Ведь когда отвечают насилием на правду, это обычно делается исподтишка или, наоборот, с испуганной оглушительностью, причем жертва – привыкшая владеть словом, а не оружием – застигнута врасплох и ничего не может поделать. Оператор «Рейтерс» Тарас Процюк в Ираке не носил оружие, да оно ему бы и не понадобилось, когда по гостинице, в которой он жил, пальнули из пушки танка. Министерство иностранных дел США после трагедии 8 апреля 2003 года уверяло: танк, дескать, стрелял в порядке необходимой самообороны... Против глобального цинизма никакие резиновые пули не помогают, более того, создают ложное ощущение независимости и безопасности. В свое время суд признал Хэмингуэя участником боевых действий: кроме блокнота и ручки, он носил при себе оружие. Однако в Украине есть немало владельцев редакционных «корочек», которые носят пистолеты с резиновыми пулями, не имея при этом даже диктофона.

Наверно, эти каррикатурные образы журналистов не имеют никакого отношения к настоящей, профессиональной журналистике. Но скажите это зарисованным «образцам» журналиста! Они, конечно, обидятся. Скажут, может быть, что в редакции их хвалят. Конечно, хвалят. Могу даже процитировать: «Пишешь гладко, как Геббельс!». В смысле, не как фашист, а как мастер пропаганды. Такая похвала отражает тенденцию: пиарщик и пропагандист востребован нашими «независимыми» изданиями гораздо чаще, чем объективный репортер или публицист. Пиарщиков больше уважают, им больше платят, поэтому и молодые журналисты, еще не развращенные славой, берут с пиарщиков пример.

Участие журналистов в PR-провокациях и погоня за копеечным доходом в ущерб своей репутации – закономерная причина неуважения общества и его лидеров к журналистике. Когда на некоторых пресс-конференциях в открытую раздаются «пайки» с коньяком и шоколадками, когда некоторые помощники депутатов в кулуарах Верховной Рады без стеснения раздают «зелень» чуть ли не всем подряд ради публикации «нужного комментария», и все это принимается «журналистами» — может ли это не привести к обесцениванию профессии? И, как результат – закономерное презрение политиков, ложь перед телекамерами, за которую никто и никогда пост-фактум не извиняется, а иногда случаются и низкопробные трюки пресс-служб. Конечно, мир устроен так, что не может быть конца конфликту интересов между пресс-службой, которая должна беречь хозяина от ненужного внимания, и журналистом, который, согласно своему долгу перед обществом, обязан выведывать самую проблемную и неприятную информацию. Но ситуация, в которой журналисты безмолвно сносят хамство пресс-служб, в цивилизованном мире немыслима. А у нас случаются, например, такие случаи: пригласят журналистов на пресс-конференцию какого-либо политика – а потом в последний момент сообщают, что сами «виновники события» общаться с прессой не приедут (без объяснения причин), зато выступят их юристы (как правило, со сдержанным и неинтересным комментарием). Разумеется, ответить на самые «горячие» вопросы юристы будут не уполномочены...

Все бы это ничего, если бы у прессы на самом деле были «развязаны руки». Между тем «темников» давно нет, а журналистская самоцензура осталась (у тех, кто все еще держится на рабочем месте такой ценой)... В коммерческих СМИ вообще царят дикие рыночные отношения: «кто платит, тот заказывает музыку», нувориши и олигархи не хотят и слышать о журналистской этике, а тем более – заключать соглашение о невмешательстве в редакционную политику с коллективом журналистов. А если взять наше «демократизировавшееся» государство? Чего стоят задекларированные намерения власти не манипулировать коммунальными СМИ, чтобы они работали на благо общества — если любой редактор и журналист, публикующий «неприятные» для местечкового начальства статьи, быстро увольняется? Налогоплательщик, конечно, не должен финансировать из своего кармана неповоротливого монстра казенной журналистики. Коммунальные СМИ убыточны и необъективны, но десятки тысяч их работников привыкли к гарантированной социальной защите, проистекающей из статуса сторожевых псов государственной или местной власти. Как при разгосударствлении трудоустроить этих людей? Да и саму приватизацию коммунальных СМИ каждый понимает по-своему. Работники надеются получить «щедрого папу»-инвестора, осыпающего золотом в конвертах и поощряющего свободу слова, вместо «злой мачехи»-государства. Будущий инвестор тем временем намерен создать из приватизированного СМИ орган рекламы и пропаганды для своей финансово-политической империи, для чего заранее, с помощью административных рычагов, подавляет любые поползновения к самостоятельности в журналистском коллективе, еще живущем на крохи государственного финансирования.

Быть «четвертой властью» у большинства журналистов не выходит хотя бы потому, что они материально зависят от милостивого разрешения чиновника, который позволил им выходить в эфир, печатать и распространять газеты. Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания по своей суверенной воле раздает и забирает лицензии. Но и распространение прессы всецело зависит от переборчивых владельцев киосков и раскладок, причем раскладки сейчас не в милости: еще совсем недавно Киевская горадминистрация пыталась выгнать торговцев газетами из метро и подземных переходов… Если ваша любимая газета не посвящена в основном кроссвордам и гороскопам, а серьезно пишет о политике – попробуйте поспрашивать ее у разных продавцов. Очень скоро обнаружится, что многие из них о такой газете слышать не хотят.

Нравы на рынке прессы демонстрирует такая история, случившаяся совсем недавно.

Газеты, распространяющиеся через сеть «Союзпечать», в апреле-мае получили интересные письма от «концерна газетных киосков». Речь шла, дословно, вот о чем: «Агентство «Союздрук» постоянно старается двигаться вперед, модернизирует оборудование и внедряет новые прогрессивные технологии для обработки и распространения прессы. С июня 2006 года на предприятии будет внедрена единая многофункциональная система… по сортировке и обработке газетной и журнальной продукции, что позволит значительно улучшить условия работы сотрудников розничной сети… Особой и значительной составляющей работы новой системы является… сканирование индивидуального штрих-кода товара… однако на данный момент штрих-код на вашем издании отсутствует. Сообщаем Вам, что с 1 июня в случае отсутствия штрих-кода на вашей продукции мы оставляем за собой право не принимать к реализации такую печатную продукцию. Высказываем надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество».

Кстати, раньше штрих-код имели немногие газеты, а сейчас таких становится все больше: «Зеркало Недели», «Газета по-киевски», «Газета по-украински», «Коммерсантъ», «Сегодня»…

Чтобы не исчезнуть из киосков, газеты ринулись добывать себе штрих-код. Тут-то на горизонте и вырисовалась некая «Асоціація товарної нумерації України ЄАН-Україна», являющаяся единственным агентом «Всесвітньої системи товарної нумерації EAN-UCC» в Украине. Для того, чтобы гордо щеголять штрих-кодом на первой странице издания, неминуемы: вступительный взнос – 300$, ежегодный единоразовый взнос – 200$, и еще по некоторой сумме за каждый номер – от 20$, но чем больше номер, тем больше скидка.

Вскоре после такого демарша издания получили письмо уже от Антимонопольного комитета. Оказывается, там рассматривается заявление о разрешение на «согласованные действия», выраженные в создании Ассоциации распространителей прессы такими организациями: ВАТ «Агентство Союздрук» (Киев), ТОВ «Издательство «Мега Пресс» и ТОВ «Союздрук Донецької області» (г. Донецк). В связи с этим на основании статьи 16 Закона Украины «Про Антимонопольный комитет» газетам предлагалось в 10-дневный срок сообщить АМК, каким образом они распространяют свои издания, и перечислить всех реализаторов. Иначе – штраф.

Не знаю, как читатель, а вот я не буду особо удивляться, если создаваемая Ассоциация тоже заявит о своей любви к прогрессу вообще и к шрих-кодам в частности. Может быть, в эту ассоциацию быстро захотят вступить и большинство мелких региональных распространителей прессы, которые пытаются работать легально на украинском рынке.

Каждый год День журналиста имел особенные штрихи, можно даже сказать, свой штрих-код. Кто знает, что день грядущий нам готовит? Будут ли завтра наши конверты такими же пухлыми, как сегодня, если мы будем и дальше продавать свое молчание?

Юрий Шеляженко

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 9-06-2006 16:27 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100