21.11.2024 18:14 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Интернет? Фонтан заткнуть, в глаза смотреть, на вопросы отвечать быстро

Тот факт, что при всей кажущейся свободе слова в Украине на неугодного журналиста или издание давить очень легко, ни для кого не секрет. Есть суды, есть менее афишируемые, но более эффективные методы. Так что журналист, сующий свой чересчур любопытный нос куда не следует (передел собственности, коррупция в правохранительной системе, заказные решения судов), быстро из угрозы превращается в жертву. Все просто? и система практически не дает сбоев.

Газета, не говоря уж о телевидении — серьезный бизнес. Уязвимый и подконтрольный. Для власти официальной — в первую очередь. Примеры даже приводить лень — так их много. И главным бельмом на глазу сильных мира сего остается интернет. Сетевые СМИ стоят гораздо дешевле, контролируются очень плохо, а главное — позволяют себе легко заступать за ту грань, которая является табу для всех остальных. Потому и степень доверия выше — боимся мы меньше. Но власть на то и власть, чтобы органически не переносить раздражающие высказывания и непрерывно искать лекарство. Попытки взять интернет-издания под тотальный государственный контроль предпринимались еще при Кучме. Но не прошли. Именно поэтому на выборах 2004 года информационную кампанию называли войной газет власти против интернета оппозиции. Придя к власти, вчерашняя оппозиция сделала правильные выводы. И интернет было решено таки взять за горло. Чтобы лишнего не болтали.

Застрельщик Червоненко

Первым за это трудное, но важное дело взялся тогдашний министр транспорта и связи Евгений Червоненко. В апреле 2005 года, то есть, особо не откладывая. Но интернет — не аэропорт в Донецке, и с пистолетом в диспетчерскую не ворвешься. Пришлось включать мозги. Минтранссвязи под его руководством выдало на-гора указ «Об утверждении порядка проведения государственной регистрации электронных информационных ресурсов». 27 апреля 2005 года.

Энтузиазма в народе попытка ввести цензуру не вызвала. Тем более, проведенная с такой слоновьей грацией. Начались акции протеста. Представители молодежных организаций провели возле здания Министерства транспорта и связи Украины не один митинг, протестуя против злополучного приказа. Участники акции протеста — представители Всеукраинского молодежного объединения «Молодежь — надежда Украины», требовали не вводить в Украине регистрацию интернет-сайтов, что «открывает путь к цензуре во всемирной паутине или интернет-пространстве». Участники акции держали лозунги: «Ні — цензурі в Інтернет», «Вимагаємо скасувати наказ Червоненка», «Україні — свободу слова».

Председатель ВМО Вадим Гладчук заявил, что акции протеста будут продолжаться, пока не будет отменен «драконовый приказ, скопированный из диктаторских приказов режимов Китая и Беларуси».

В этот раз общественность победила, отстояв у самого демократического режима право на свободу слова по крайней мере в сети. И десятого октября Министерство транспорта и связи Украины отменило свой приказ о регистрации украинских электронных ресурсов. Министр Евгений Червоненко, не зная о том, что доживает в этом качестве последние дни, подписал приказ об отмене действия приказа Минтранссвязи «Об утверждении порядка проведения государственной регистрации электронных информационных ресурсов». Причина — приказ «не отвечает принципам государственной регуляторной политики в сфере информатизации».

Ура, победа? Проблема решена? А вот и нет. Просто решение отложено.

Атака КГБ

Уже в начале июня 2006 года за непослушных журналистов взялась СБУ. Поводом для скандала стало интервью начальника Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ генерал-майора Константина Бойко.

Генерал-майор открыто рассказал про интернет-угрозы для Украины: «Непосредственную угрозу для безопасности Украины представляют иностранные политические силы, разведывательные управления и экстремистские организации, способные направить ресурсы и возможности сети во вред нашему государству», — говорит Бойко. Впрочем, это где ж враги такие, если новая украинская власть от всего сердца любит всю Европу, обожает Штаты, а «война цивилизаций» по религиозному признаку Украину почти не задела? Намек генерал-майора прозрачен: поскольку значительную часть информации украинские сетяне черпают на русскоязычных, хуже того — российских сайтах, — «направление главного удара» легко определимо. «Эти нарушители являются основным источником угрозы. В ближайшее время мы прогнозируем их активизацию», — продолжает Бойко. «Думаю, идея полного контроля имеет право на жизнь, с целью защиты интересов безопасности государства. Безусловно... интернет по сути своей является агрессивной средой», — заявил он.

Новое противостояние общества и власти

Может быть, это досадное недоразумение, а опытный КГБшник порет типичную для «деревянного» офицера отсебятину? Тогда давайте поговорим о Минюсте и начальнике его Зварыче.

В проекте новой редакции «Закона об информации» предлагается считать СМИ все веб-ресурсы (не исключая и домашних — личных — страниц). Со всеми вытекающими последствиями. Следующий логичный шаг — контроль за тем, что люди говорят вслух. То есть, заткнуть опасный для власти фонтан информации есть архиважная задача для украинских юристов и спецслужб. А то ведь вреда от них — вагон и маленькая тележка. То сына президентского уличат, то процитируют самого Виктора Андреевича: «И перед мордой того журналиста счет поставь».

Запретить. Однозначно. На зависть Лукашенко. Кстати, в этом случае никаких шагов назад, в отличии от Червоненко, никто не сделал. Закон ждет своего часа, Зварич отвоевал свое кресло в новом Кабмине. А СБУ вообще спокойно работает, они это умеют.

Интересно, какая задача сейчас приоритетная — брать «на карандаш» самых опасных?

Народ, понятно, не доволен. Сопротивляется, как может. Интернет Ассоциация Украины заявила об усилении контроля и регулирования интернета со стороны государственных органов. По словам авторов заявления, в последнее время из уст государственных чиновников всё чаще слышны заявления о необходимости усиления регулирования украинского сегмента сети интернет, установления полного контроля над ним в интересах национальной безопасности, о необходимости лицензирования деятельности в интернете, о регистрации интернет-ресурсов, а также о разработке критериев, согласно которым госорганы будут определять, что можно публиковать в интернете, а что нельзя. Эта общественная организация, объединяет более 70 наиболее крупнейших телекоммуникационных компаний и пользуется влиянием в сети. Вот только максимум, на который способна ассоциация — призывать. Участники Ассоциации напоминают, что именно интернет стал той средой, в которой гарантируемые Конституцией Украины гражданские права и свободы реализуются самым полным и непосредственным образом. А еще — что международное право, в том числе — Декларация Совета Европы о свободе коммуникации в интернет, устанавливает невозможность ограничений: для контента в интернет, более жестких по сравнению с другими СМИ.

Да только власть не реагирует, а молча готовится к прыжку.

Понятный намек

Наиболее ярким признаком отношения чиновников к проблеме и вероятного пути ее решения является поведение пресс-служб. Свежий пример в тему.

Украинский парламент, день голосования за премьер-министра. Пресс-служба Верховной Рады решила отказать в допуске на балкон ложи прессы журналистам интернет-изданий. Просто и без фантазии. Руководитель пресс-службы Верховной Рады Виктория Шведова объяснила, что из-за наплыва журналистов в парламент на балконе мало места. По ее словам, журналистов интернет-изданий не пускали в этот день, потому что они находятся вне правового поля и не зарегистрированы как СМИ. Вполне официально было объявлено, что на пленарном заседании, в день утверждения премьера, в ложу прессы будут допускаться «только представители СМИ, работающие в режиме on-line, сотрудники информационных агентств, радио, телевиденья и фотокорреспонденты». Типа, с уважением, пресс-служба Верховной Рады. И все.

Случайность? Или, исходя из инициатив нашего Минюста и невероятной активности украинского КГБ, совпадение. Или предупредительный выстрел. Как старт новой кампании. Фонтан заткнуть, в глаза смотреть, на вопросы отвечать быстро.

Что-то это мне напоминает. Только не тоталитарный режим Кучмы, а более жесткие времена. Добро пожаловать? Назад в будущее?

Марк Витебский.

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 8-08-2006 11:51 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100