Павел Петренко из Минюста: снова грабли
Павел Петренко, став министром юстиции, пообещал бороться с коррупцией.
Сегодня одним из главных своих достижений он считает СЕТАМ — систему электронных торгов арестованным имуществом.
Монопольной площадке под эгидой ГП «Информюст» посвящены многочисленные эфиры на телевидении и самого министра, и его ближайших соратников.
Однако отсутствие реальных успехов у министра, претендующего на эту должность в новом Кабмине, вынудило Петренко и Государственную исполнительную службу Минюста исказить отчет о результатах работы СЕТАМ.
Система не позволяет публично получить отчет с итоговыми суммами, но я скопировал всю информацию и обработал ее.
Общая сумма проданного за полгода через СЕТАМ арестованного имущества настолько незначительна, а реальные преимущества настолько сомнительны, что Петренко решил пойти на тиражирование неправды.
Еще несколько месяцев назад моя оценка ста дней работы министра юстиции и его личная оценка в корне разошлись.
Оценивая деятельность министра, я преследовал цель обратить его внимание на ошибки, показать пути реорганизации возглавляемого им министерства. К сожалению, советы профессиональной общественности не были учтены. Их заменило одобрение подконтрольных Минюсту общественных организаций.
Даже известный борец с коррупцией Татьяна Черновол не удержалась и приоткрыла внутреннюю атмосферу, царящую в Минюсте.
Прошло более 250 дней с момента назначения Петренко, и уже нельзя говорить, что у него было мало времени для реализации его инициатив и реформ. Можно уверенно констатировать, что ни одно из анонсированных преобразований, включая борьбу с коррупцией, не было реализовано.
Я не знаю ни одного юриста, который сказал бы, что в системе исполнительной и регистрационной службы, в сфере банкротства или нотариата исчезла коррупция. Наоборот, многие утверждают, что чиновники «гребут» взятки, как в последний раз.
Министр юстиции не может говорить, что он ничего не знает — на всех ключевых должностях в ведомстве работают «лично его» юристы.
Замминистра — главой аппарата трудится Игорь Алексеев. Его наибольшим достижением за 28 лет жизни стала работа в юрфирме «МЛ гроуп» министра Петренко. Именно он вместе с министром назначает всех сотрудников ведомства.
Руководителем регистрационной службы работает Анна Онищенко. Ее главным достижением за 28 лет жизни также стала работа в «МЛ гроуп».
Руководителем исполнительной службы Минюста работает Дмитрий Сторожук, который почти два года был заместителем Петренко, когда тот руководил юридической службой «Фронту змін».
Таким образом, у Петренко как министра есть все возможности провести реформы и полностью уничтожить коррупцию в Минюсте. Результат этой работы: большинство действий в системе Минюста невозможно без взяток.
Нотариат реформирован под Министра с нарушением логики, законных процедур и со сменой состава квалификационной комиссии нотариата.
В сфере банкротства многократно дискредитированные члены дисциплинарной комиссии арбитражных управляющих успешно продолжают работать уже при третьем министре юстиции, мгновенно «присягая на верность новому хозяину».
В адвокатуре скандал с реестрами, нет обещанного нового закона.
Однако больше всего руководство министерства гордится введением так называемых открытых электронных торгов арестованным имуществом.
Петренко лично провел десятки пресс-конференций и круглых столов. На них общественность убеждалась, как замечательно, что Минюст монополизировал торговлю арестованным имуществом и перевел ее в интернет.
Это, мол, приведет к росту доходов государства от продажи имущества и исполнительного сбора, сделает довольными всех кредиторов и покупателей. Размещалась даже наружная реклама СЕТАМ.
Переход к продажи арестованного имущества только в интернете — хорошо, но монополизация процесса Минюстом через его ГП «Информюст» — очень плохо.
Тогда Петренко утверждал, что моими устами говорят какие-то враги и бывшие коррупционеры. Что ж, я взял паузу, заранее предвидя результат.
Сегодня можно подвести итоги восьми месяцев работы СЕТАМ. Эту систему Минюст разработал задолго до прихода туда Петренко, но все лавры от ее внедрения он присвоил себе, подкорректировав саму идею.
Разница была в том, что госпредприятие Минюста изначально должно было разработать электронную площадку, на которой смогли бы торговать все желающие, а Петренко решил, что монопольно продавать арестованное имущество будет только подконтрольное ему ГП «Информюст».
Журналистам и профессиональной общественности с трудом удалось отменить тендер по выбору монопольного хранителя арестованного Минюстом имущества, который должен был собирать своеобразный коррупционный налог в размере 3% от всего реализуемого имущества через Минюст.
Я пересчитал все, что продавалась в этой системе. Оказалось, что большая часть цифр и информации, озвученных министром, не соответствует действительности. На сайте СЕТАМ получить итоговые цифры автоматически невозможно.
Это связано с тем, что Минюсту нечем похвастаться. Его затея с монополизацией продаж арестованного имущества не привела к ожидаемым результатам. Каковы же итоги за полгода работы СЕТАМ?
За этот период до 15 ноября 2014 года было реализовано арестованного имущества на 113 млн грн или около 5 млн евро на всю Украину. (При этом ГИС Минюста говорила о 190 млн грн до 13 ноября 2014 года.)
Из них недвижимости — на 91,5 млн грн, транспорта — на 16 млн грн, другого имущества — на 5 млн грн. Среднее превышение стоимости продажи над начальной стоимость составило всего 11,83%.
Продажа недвижимости и транспорта составляет более 95% от всего проданного. Повышение цены продажи над стартовой — не более 12%.
Таким образом, никаких продаж на миллиарды гривен с повышением цен в ходе торгов на СЕТАМ на 20% и существенного роста продаж имущества, отличного от автомобилей и недвижимости, в реальности не происходило.
Общая стоимость имущества, которое выставлялось на торги и не было продано, составила 1,02 млрд грн. Также Минюст снял с торгов имущества на 251 млн грн.
Результаты работы более чем скромные с учетом утверждений министра о том, что ранее только официальные доходы коррупционных торгующих организаций от продажи арестованного Минюстом имущества составляли 400 млн грн в год, а их неофициальные коррупционные доходы достигали нескольких миллиардов.
Почему министр и Государственная исполнительная служба исказили цифры? Ответ очевиден: не достигнув прогресса в борьбе с коррупцией и в реформах, глава ведомства решил разыграть единственную карту своих «успехов» — СЕТАМ, надеясь, что никто не разберется в реальном положении дел.
Министр, рассказавший о получении предыдущей властью сотен миллионов гривен официальных доходов, не мог признаться, что он не заработал и 5 млн грн.
Стоимость услуг «Информюста» просто за то, что арестованное имущество выставлено и продается на их сайте, составляет 5% от сумы его продажи.
Это значит, что за полгода Минюст заработал от продажи через СЕТАМ чуть больше 5 млн грн, что в двадцать раз меньше анонсированных министром официальных доходов старых коррупционных частных торговцев до реформы. Почему так произошло? Ответ очевиден: государство — плохой продавец.
Если государство продает монопольно, и у него нет конкурентов, то такой плохой результат предопределен изначально.
Тем более, что сумма приостановленных и прекращенных торгов, которая в несколько раз превышает стоимость проданного имущества, четко показывает: коррупционные схемы никуда не делись, они просто видоизменились.
На самом деле основной заработок коррупционных структур был не на процентах от продажи арестованного имущества, как справедливо замечал министр, а от разницы между стоимостью его продажи и реальной рыночной ценой.
Торгующая организация всегда работала в коррупционной связке с государственной исполнительной службой Минюста.
Раньше сама торгующая организация под разными предлогами могла не допустить желающих купить арестованное имущество на торгах.
Теперь «Информюст» не может отказать покупателю в регистрации его участником торгов, но государственный исполнитель Минюста, который вносит имущество в СЕТАМ, создает юридическую возможность для снятия этого имущества с торгов.
Сложно себе представить, что кто-то посторонний решится купить квартиру или машину через интернет по плохой фотографии на сайте СЕТАМ.
Государственный же исполнитель Минюста не заинтересован показывать имущество потенциальным покупателям. У него нет на это ни времени, ни возможностей. Зарплата у него чуть больше тысячи гривен, а заставить его это сделать по закону практически невозможно.
В итоге, вместо обещанных министром миллиардов гривен в бюджет Украины от дохода за продажу арестованного имущества и исполнительного сбора, на всю Украину за полгода через СЕТАМ реально «насобирали» чуть больше 15 млн грн.
Этого не хватит даже на содержание исполнительной службы, которая при новом министре стала дотационной. Исполнением судебных решений в 2013 году занималось более 6 тыс государственных исполнителей.
Даже с учетом возможных сокращений в 2014 году они получают зарплату больше, чем собрали исполнительного сбора от продажи имущества. Это без учета расходов на организацию работы этой исполнительной службы.
В апреле во время презентации СЕТАМ Петренко обещал дополнительные сотни миллионов гривен для пенсионеров, инвалидов и военных. При этом, похоже, что даже 5 млн грн, которые получил «Информюст» за организацию торгов, тоже не попадут в бюджет, а уже «распиливаются», например, на наружную рекламу.
Что же делать? Считаю, что нужно забыть о самом лучшем «пиар-министре юстиции» Петренко и найти того, кто действительно имеет волю и способности провести реальные реформы в этом ведомстве. Да, это нелегко. Да, для этого нужно сократить 80% всех сотрудников структуры Минюста.
Ввести институт частных исполнителей, оставив за государством организацию исполнения судебных решений, где стороной выступает государство.
Почти полностью упразднить регистрационную службу, задача которой — собирать взятки, а не регистрировать. Почти все функции регистраторов можно передать «армии» частных нотариусов, которые будут бесплатно делать для государства ту же работу и, конечно же, они не будут брать за нее взятки.
Отказаться от большинства функций контроля в сфере банкротства, основная цель которых — не контроль, а простой сбор взяток.
Допустить к продаже арестованного имущества все желающие торгующие организации без конкурса, который в Минюсте всегда был коррупционным.
Единственное условие — уплата торгующими организациями в бюджет Украины в качестве возвратной гарантии их добросовестности не менее 50% от стоимости арестованного Минюстом имущества, которое передается им для продажи. Эти деньги они вернут через год после проведенных ими последних торгов.
Право выбора торговца оставить за кредитором. Учет гарантийных взносов торговцев и организацию функционирования системы — за «Информюстом». В этом случае бюджет Украины получит несколько миллиардов гривен и будет зарабатывать столько же ежегодно на налогах и исполнительном сборе.
Анатолій Родзинський, голова ГО «Реформи проти корупції»
Коментарі
Все про: Анна Онищенко, арестованное имущество, взятки, ГП "Информюст", Дмитрий Сторожук, Игорь Алексеев, исполнительная служба, Кабмін, конфискат, коррупция, министр юстиции, Мінюст, нотариат, Павел Петренко, СЕТАМ, Татьяна Черновол, тендер, электронные торги, юрфирма "МЛ гроуп"
Читайте по темі
- Нетрудовые доходы? Молодая племянница министра Петренко владеет двумя квартирами и Lexus. Видео –
- За 3 тыс евро в сутки? Министра юстиции Павла Петренка засекли на отдыхе в Турции. Видео –
- Диктатура. Петренко з мінюсту хоче позбавити конституційних виборчих прав боржників з аліментів –
- Журналист нашел зарегистрированную в Украине «Партию политики Путина» –
- Почему министра юстиции Павла Петренко не привлекают к уголовной ответственности за явно коррупционную деятельность? –
- Министр юстиции Петренко заплатил за совместный чай с мультимиллионером Бахматюком. Фото –
- Павла Петренка заметили в компании олигарха Бахматюка и двух дам. Фото –
- Министра юстиции Петренко заметили в дорогом ресторане с девушками и олигархом Бахматюком. 4 фото –
- Павел Петренко получил отчет следственной комиссии от Татьяны Бахтеевой? –
- «Батькивщина» предлагает ввести НДС на самое жизненно необходимое — лекарства – 12594