21.11.2024 16:51 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Особенности энергетического менеджмента

Особенности энергетического менеджмента

В последнее время в прессе все чаще появляется информация о проблемах в атомной отрасли Украины. В течение десяти с половиной лет существования НАЭК ее руководство успело не только разбазарить имущество недостроенной Крымской АЭС, но и привести всю атомную энергетику в плачевное состояние. Управляли НАЭК «Энергоатом» целый ряд «известных» украинских менеджеров, отличившихся большим количеством скандалов и судебных разбирательств. Больше всех преуспел в этом деле нынешний заместитель министра топлива и энергетики Юрий Недашковский, возглавлявший НАЭК «Энергоатом» дважды, в 2000—2003 и 2005—2006 годах.

Парадоксально, но многочисленные уголовные дела, которые стали причиной его увольнения с должности руководителя «Энергоатома», не мешают карьере Недашковского на государственной службе. Если что и мешает опальному менеджеру – то это его желание всюду получать личную корысть. Ключевой сферой компетенции Недашковского является закупка «ядерного топлива». Его помощником и компаньоном в этом вопросе является вице-президент ГП НАЭК «Энергоатом» Ольга Кравец. Сегодня между этой парой и руководством Минтопэнерго назревает ряд конфликтов. В центре назревающего скандала сомнительная схема по продаже уранового концентрата ВостГОКа и частые неподтвержденные рабочими планами поездки Недашковского в Китай. На фоне нового скандала, мы решили вспомнить весь шлейф сомнительных историй, которые тянутся за Юрием Недашковским.

Биография. Юрий Александрович Недашковский родился 14 апреля 1961 года в г. Киеве. Образование получил в 1983 году в Одесском политехническом институте по специальности “Атомные электрические станции и установки”. По профессии — инженер-теплоэнергетик.
Трудовой путь начал на Хмельницкой АЭС, где прошел путь от обходчика котельно-вспомогательного оборудования до заместителя главного инженера по ядерной безопасности.

В 1997—2000 годах работал помощником генерального директора по экономике, заместителем генерального директора по экономике, генеральным директором обособленного предприятия “Хмельницкая АЭС”.

В июле 2000 года назначен президентом НАЭК “Энергоатом”. На этом посту работал до февраля 2003 года.

В феврале 2003- январе 2005 гг. Недашковский был оформлен помощником-консультантом народного депутата Украины В.А. Ющенко. 24 февраля 2005 года снова назначен президентом “Энергоатома”. После увольнения в 2006 году работает замминистра топлива и энергетики.

Судя из биографии, перед нами настоящая личность – человек, который прошел весь трудовой путь от простого работяги до руководителя крупного предприятия, а потом всей отрасли в целом. Таким специалистом должна была бы гордиться страна, если бы не одно «но». Оказывается, Юрий Алексеевич стремительно поднимался по карьерной лестнице не для ревностного служения государству, а для удовлетворения своих личных амбиций и собственного обогащения. Началось все с Хмельницкой АЭС.

Начало карьеры: имущество ХАЭС

Свою «сомнительную» деятельность Недашковский начал еще, будучи в руководстве Хмельницкой АЭС. Именно в это время загадочным образом стало пропадать оборудование станции. Позже выяснилось, что данное оборудование поддавали новой маркировке, то есть перебивали заводские номера и через подставные фирмы продавали на другие станции или просто сами себе.

Помогали в этом нелегком деле Недашковскому его друзья и подчиненные, одним из которых является главный инженер ХАЭС Виктор Софиюк. В 1999 году они вместе с Недашковским украли у себя на станции конденсаторную установку к паровой турбине стоимостью $4,8 млн., которая была предназначена для установления на 3-ий энергоблок ХАЭС. Из материалов уголовного дела: руководители ХАЭС вступили в преступный сговор с гражданином республики Молдова Лашком В.Г. и гражданами Приднестровской Молдовской Республики Яструбовым и Билопольским.
Чтобы создать видимость законности вывоза оборудования с территории атомной станции между ХАЭС и Днепродзержинским ООО «Энергетика» было заключено бартерное соглашение №126 /455 от 16.06.00 г., согласно которому ХАЭС поставляла указанный конденсатор в обмен на цилиндр высокого давления к паровой турбине К-1000-60/3000. Под видом выполнения этого договора на протяжении августа 2000 года Яструбовым и Билопольским, которые назвались представителями ООО „Энергетика", со станции были вывезены отдельные части конденсатора, чем нанесен ущерб казне в 15 млн грн. По указанному факту следственным отделом СБУ возбуждено уголовное дело № 232, в рамках которого были открыты уголовные дела против Недашковского, Софиюка, Лашко, Яструбова, Билопольского и других.

После назначения в 2000 году на должность президента «Энергоатома", Недашковский постарался, чтобы некоторые дела были закрыты. После себя Юрий Александрович поставил на должность директора ХАЭС Софиюка, который продолжил начатое начальником дело. В частности, 5 сентября 2001 года между ХАЭС и ООО «Пирамида» (г. Львов) был заключен заведомо убыточный договор № 1003-113/ 222-ДХ2 на модернизацию статора турбогенератора энергоблока № 2 и поставку комплектующих к нему на общую сумму 26,2 млн. гривен. Стоимость комплектующих к статору турбогенератора, производства фирмы «Alstom», составила около 12 млн. гривен, т.е. завышение цены составляло по самым скромным подсчетам 10 млн. гривен. Появилось очередное уголовное дело, в рамках которого Софиюк был задержан, провел несколько дней в СИЗО, вышел на подписку о невыезде. Следствие продолжается до сих пор.

Руководя «Энергоатомом»

В периоды, когда Юрий Недашковский руководил НАЭК (2000—2003 и 2005—2006 годы), государственная компания успела побывать в ряде скандалов. 30 июля 1999 года между ЮУАЭС, компанией «Gentwin Systems» и ООО «ВВД» был подписан Акт приема-передачи на станцию ЮУАЭС (ОП «Южно-Украинская АЭС») четырех роторов низкого давления (РНД). Претензий по качеству поставленного оборудования «Энергоатом» не имел. Кстати, роторы приобретались не для текущей эксплуатации, а про запас, на случай временной замены оборудования.

7 августа 2000 года руководитель НАЭК «Энергоатом» Недашковский и заместитель гендиректора Южно-Украинской АЭС А.А. Илатовский подписывают акт приема-передачи четырех РНД на хранение ЮУАЭС. Стоимость приобретенного оборудования – 98,6 миллионов гривен. Согласно подписанному договору №ОР-130/99, ЮУАЭС должна была обеспечить «ВВД» необходимыми средствами для закупки роторов. Украинская фирма выступила комиссионером. Сумма сделки – 18 миллионов долларов США (то есть, на 2 миллиона меньше ожидаемой стоимости).

В период 1999—2000 годов Южно-Украинская АЭС передала ООО «ВВД» 38,4 миллиона гривен за поставленное оборудование. Остальная часть долга (56,8 миллиона гривен) была переведена на НАЭК «Энергоатом». Но, несмотря на ряд проверок, которые проводились специалистами отрасли, представителями СБУ, погашать долг за поставленные РНД «Энергоатом» в лице господина Недашковского отказался. Причинами данного решения называют непригодность оборудования для использования на ЮУАЭС, и это притом, что ряд проверок установил обратное. Начиная с 5 декабря 2001 года и по сей день ООО «ВВД» пытается через суд вернуть свои деньги. Пока безрезультатно.

Также Юрий Александрович приложил сою руку и к делу о замене автоматических пожарных систем на энергоблоках АЭС. Весной 2004 года состоялся тендер на проведение данных работ, который выигрывает консорциум «Сппас-альфа». Консорциум заключил первый контракт, поставил оборудование на энергоблоки Х-2 и Р-4. С приходом в 2005 году руководства «Энергоатомом» Недашковского, данный консорциум был отодвинут на второй план, а новый тендер выиграло ЗАО «Радий», знакомое Юрию Александровичу еще по работе на ХАЭС. Кстати, данная фирма на момент проведения тендера не имела ни пожарной лицензии на монтаж противопожарного оборудования, ни сертификатов на само оборудование. Но господин Недашковский это недостатком не посчитал. В итоге согласование технических условий с Госдепартаментом пожарной безопасности МЧС Украины ЗАО «Радий» осуществлял в течение 9 месяцев, постоянно дорабатывая свое оборудование. Вследствие этого программа обеспечения АЭС новой противопожарной сигнализацией была сорвана.

Последнее уголовное дело, в котором Недашковский фигурирует как глава «Энергоатома», касается завладения государственными средствами на сумму 65 млн. гривен должностными лицами компании. Его суть заключалась в том, что некие фирмы «Орбита» и «ПТЗ Укртяжмаш» получили 65,16 млн. гривен на закупку оборудования для атомных электростанций. По данным Генпрокуратуры, на 1,5 млн. гривен в Молдавии были куплены насосы, остальные же средства, перечисленные посредникам, так и не потрачены. Позже фирмы провели законную процедуру ликвидации, однако при этом с них не были взысканы оставшиеся деньги. Уголовное дело, по которому господин Недашковский пока проходит как свидетель, было возбуждено по ч. 4 ст. 190 УК («мошенничество в особо крупных размерах»).

Квартирный вопрос, разбитый Lexus и выпивка

Недашковский использовал служебное положение не только для зарабатывания денег на воровстве оборудования и «правильных» тендерах, но и для решения своих личных проблем. А проблемы у Юрия Александровича самые обыденные – жилье, транспорт, выпивка.

Чиновник, которому бесплатная квартира от государства не положена, может взять ее сам, особенно если «сидит» на крупных финансовых потоках. Именно так решил Юрий Александрович. Как результат – Недашковский стал счастливым обладателем «за бесплатно» квартиры в доме № 83-д по улице Мельникова в Киеве площадью 212,2 квадратных метров.

Схема приобретения жилплощади способна поразить своей простотой даже видавших виды аферистов. ГП НАЭК «Энергоатом» приобрел указанную квартиру на открытом рынке за сумму около миллиона гривен (реальная рыночная стоимость на время покупки) и зачислил ее на баланс. В квартиру был прописан господин Недашковский. Позже ГП НАЭК «Энергоатом» передал эту квартиру в коммунальную собственность Шевченковской районной Государственной администрации Киева. Кстати, квартира была передана без компенсации, потому как закон не запрещает бесплатную передачу недвижимости из баланса одного госучреждения на баланс другого. Далее, Недашковский, будучи прописанный в квартире, просто приватизировал ее по закону о приватизации. Кстати, опять бесплатно. В итоге государственное предприятие приобрело недвижимость и просто отдало ее своему руководителю.

Кстати, данную сделку проводили так оперативно, что не выдержали даже формальную процедуру. По закону, чтобы государственному предприятию безвозмездно передать имущество в коммунальную собственность, необходимо согласие органа, уполномоченного управлять имуществом. В случае с «Энергоатом» этим органом является Министерство топлива и энергетики Украины. Именно оно должно было дать согласие на передачу квартиры. Но данного согласия получено не было.

Данная «схема» стала известна СБУ Украины (Управлению по борьбе с коррупцией и организованной преступностью), которая передала материалы в органы Прокуратуры для рассмотрения и возбуждения уголовного дела. Когда прокуратура начала работу над полученными материалами, господин Недашковский предпринял ряд мер, направленных на уклонение от ответственности. В итоге, Прокуратура Шевченковского района города Киева по непонятным причинам отказала в возбуждении уголовного дела. Позже Прокуратура города Киева меняет это решение и направляет материалы для дополнительной проверки. Ситуация попадает на контроль в СБУ и Прокуратуру Киева. Однако возбуждать дело и привлекать виновных к ответственности никто не торопится.

Недашковский также не против покататься за государственный счет. 24 ноября 2005 года, находясь в глубоко нетрезвом состоянии, Недашковский сел за руль автомобиля Lexus LX 470, номер 333-19 КТ и отправился из родного Нетешина в Киев. Через непродолжительное время автомобиль слетел в кювет и трижды перевернулся через крышу. С Хмельницкой АЭС был вызван кран, который отвез машину на станцию. Ремонт транспортного средства обошелся государству в 184 тыс. 974 гривен. Никаких документов при этом оформлено не было, ГАИ на место происшествия не вызывали, друзья Недашковского в правоохранительных органах дело замяли.

Кстати, господин Недашковский знает толк в выпивке. Исходя из актов проверки ревизоров, в 2005—2006 годах для приемной Юрия Александровича было закуплено большое количество спиртного: в феврале – 50 бутылок шампанского брют; в марте – 72 бутылки закарпатских коньяков; в июне – 10 бутылок виски; в августе – 48 бутылок французского вина и 7 бутылок виски. Что тут говорить, господин Недашковский обладает аристократическим вкусом.

Что ж, за время правления Недашковского «Энергоатом» не только понес значительные убытки, но и был вовлечен в затяжные судебные разбирательства. Большинство из них продолжаются по сей день. Сам же виновник либо вообще в делах не «засветился» либо проходит по ним в качестве свидетеля. Это не мешает ему работать на не менее значимой должности заместителя министра топлива и энергетики. На новой должности в Минтопэнерго Недашковский уже успел оказаться в центре нескольких скандалов, освещению которых мы посвятим ряд следующих публикаций.

НАЭК «Энергоатом». 17 октября 1996 года постановлением №1268 Кабинета министров Украины было создано государственное предприятие «Национальная атомная энергогенерирующая компания (НАЭК) «Энергоатом», которое объединило пять украинских атомных электростанций, а также ряд научно-технических, ремонтных и комплектующих предприятий украинской атомной энергетики. Подчиняется НАЭК «Энергоатом» Министерству топлива и энергетики Украины.

 

Захарий Усатов, специально для УРА-Информ

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 3-06-2008 8:37 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100