Интервью с экспертом В.Мацкевичем о подлинности документов о соотрудничестве с фашистами отца В. Януковича
Интервью с экспертом В.Мацкевичем (Мацкевич работал в архивных подразделениях КГБ Белорусской ССР (БССР) и архивах компартии БССР).
Что означает аббревиатура ЦГАОР БССР на штемпелях документов?
─ Центральный Архив Октябрьской революции Белорусской Советской Социалистической Республики. Он был создан в мае 1927 года и только в мае 1993 года ЦГАОР был переименован в Белорусский государственный архив (БГА). В январе-июне 1995 года БГА претерпел еще одну крупную реорганизацию за счет пополнения его фондов целым комплексом фондов бывшего Центрального архива Компартии бывшей Белорусской ССР, а также огромными архивными фондами правительственных и иных госорганов БССР, включая архивы органов органов госбезопасности и внутренних дел, прокурорских и судебных за период 20-50х годов. Поэтому в июне 1995 года БГА был переименован в Национальный Архив Республики Беларусь (НАРБ). С февраля 2001 года архив носит название Государственное Учреждение «Национальный Архив Республики Беларусь» (ГУНАРБ). Важно знать, что в структурах ГУНАРБ со времени ЦГАОР БССР существовали областные (очень крупные) разделы соответствующие областному административному делению Белоруссии. Например, госархив Минской области, далее его номер фонда хранения, его опись, дела хранения. Аналогично госархивы Брестской, Витебской, Гродненской и иных областей бывшей БССР.
Разумеется, есть много и других государственных архивов.
Документы, о которых мы говорим, из этого архива?
─ По меньшей мере могу сказать, что их оформление, структура, порядок хранения соответствуют нормативам, которые существовали в БГАОР; в частности, но и нормативам архивной атрибутики БССР в целом. Например, штамп ЦГАОР по всем его элементам у меня сомнений не вызывает, я его видел на различных документах без преувеличений, на протяжении десятков лет моей работы. Все остальное нужно делать на месте.
— А что это означает – «на месте»?
— На месте – это в самом архиве.
— Хочется спросить, с чего бы начали именно Вы?
— С установления современного номера фонда, который значится в документе, а далее по описи поднял бы те дела этого фонда, которые относятся к фамилиям, фигурирующим в документах. Кроме того, поднял бы документы о работе местной полиции, так называемой Службы порядка Радошковского района Вилейской области, самого областного Вилейского ее управления и центрального ее аппарата, находившегося в Минске, и входившего, в качестве структурного подразделения в центральный аппарат немецкой охранной службы Генерального округа Беларусь, входившего, в свою очередь, в Рейхскомиссариат «Остланд». При этом искал бы и в тех документах, которые относились к деятельности СС, СД – непосредственно курировавших саму охранную полицию, а значит, так или иначе, и вспомогательную полицию (Службу порядка), на территориях Вилейской области и Радовичей/ Радошковичей. Это, скажем так, очень-очень коротко.
— Вы думаете, что документы такого рода сохранились?
— Извините, не думаю, а знаю. С конца 50-х мне привелось служить архивно-учетным работником ряда областных управлений НКГБ-МГБ-КГБ БССР, поэтому могу ответственно сказать, что такие документы хранятся. Более того, могу добавить, что вы даже представить себе не можете — в каком количестве!
— Честно не могу. Приходится верить. Скажите, а что это за документы?
— Попробую, но опять-таки, очень кратко, иначе наша беседа затянется до утра. Прежде всего это: приказы, распоряжения, предписания, инструкции высшего руководства СС, СД, ГФП, разных полиций в Генеральном округе «Беларусь» и их управлений, местных комендатур, жандармерии. Протоколы допросов арестованных, задержанных, свидетелей. Рапорты о лицах поддерживающих связь с партизанами. Оперативные документы по ликвидации партизанских групп –планы и т.д. Отчеты о работе полиции, сведения о численном составе отрядов по борьбе с партизанами, количестве боеприпасов на складах. Переписка о содержании арестованных, розыске подозреваемых, вывозе людей на работы в Германию. Огромные, постоянно уточняемые, списки заключенных, личные дела, заявления, регистрационные книги, дневники учета работы полицейских. Акты и ведомости изьятия у арестованных имущества. И так далее и так далее…
— Впечатляет. Но с другой стороны, даже если все это действительно так, то массив работы по поиску документов на несколько фамилий представляется просто неподъемным. Кроме того, почему немцы не вывезли или просто не уничтожили эти архивы?
— Немцы просто не успели сделать то, о чем вы говорите. Советское освобождение Белорусии было таким же молниеносным, всего практически месяц, как и ее немецкий захват за аналогичный короткий срок. Кроме того, немцы вывозили самые ценные архивы СС, СД, зондер-команд, документы касающиеся работы гестапо, ГФП абвера, множества его штабов, то есть по наиболее важной агентуре. Массивы документов, накопленных немецкой военно-государственной бюрократией по линии работы вспомогательной полиции не рассматривались как особо важные. Это во-первых. Во-вторых, что касается неподьемности работы по поиску отдельных фамилий в отдельных архивах по лицам, относящимся к контингенту пособников фашистов, то, поверьте мне, это отлаженная за десятки лет технология, известная и сейчас. Правда, опять-таки, для профессионалов.
— Повторюсь, но спрошу – что бы искали Вы?
— Вспомогательные документы, не первичные, документы обычной рутинной ежедневной работы подразделений местной полиции Вилейского округа.
— Например?
— Например, те, о которых мы говорим. Один документ, касающийся хоздокументации, а второй о частном эпизоде участия местной полиции службы порядка в отправке на работы в Германию.
— Другие примеры?
— Извольте. Ведомости на выплату денежного довольствия, ведомости на выдачу имущественного довольствия и ведомости на выдачу продовольственного довольствия. Заметьте, это все разные виды документов а фамилии личного состава подразделений полиции в конкретном районе будут одинаковыми. Аналогичная ситуация по приказам районного начальства о назначении на должности, предоставлении отпусков, о поощрениях, о взысканиях, опять же одного и того же личного состава районной полиции. Далее – регистрационные списки личных удостоверений полицейских. Заявления о поступлении на службу в полицию и так далее. Еще раз отмечу, таких документов десятки тысяч и они не считались первоочередными для эвакуационного вывоза.
— Убедили, убедили! Вы все время говорите о какой-то Вилейской области. В самих документах, на немецком, указывается некий «Вильнер гебит» и «Рабнейшех крейс»? Что это?
─ Последнее это немецкая транскрипция нашего названия района бывшей БССР. Однако главная суть ответа в том, что немецкое административно-территориальное деление, созданное уже в сентябре 1941 года на захваченных территориях бывшей БССР, УССР, советских прибалтийских республик Литвы, Латвии, Эстонии а также территории Польши совершенно не соответствовало административно-территориальному делению ни этих бывших советских республик, включая БССР, ни, тем более, современному административно-территориальному устройству, в том числе Республики Беларусь. Так созданный «на базе» БССР Генеральный округ Беларусь включал в себя только 68 из 192 сельских и 9 городских районов довоенной Белоруси, что соответствовало порядка 40% (3,1 млн.), населения БССР. Генеральный округ Беларусь вошел в Рейхскомиссариат «Остланд». Генеральный округ Беларусь делился на 10 простых округов, которые назывались «гебитами» (от немецкого слова Gebeit). Вилейский гебит (у нас писали и говорили «область») был одним из этих 10-ти гебитов. Административный центр Вилейского гебита находился в городе Вилейка. В свою очередь все эти гебиты делились на крейсы (от немецкого слова kreis), по-советски – районы. Интересующий Вас, Радошковский крейс (район) с административным центром в городе Радошковичи входил в Вилейский гебит. Таким образом, грубо говоря, немецкий гебит был меньше чем область в БССР, включая в себя от 5 до 8 районов каждый. Поэтому, на современном так сказать, языке, Вилейский гебит – это несколько районов Минской и Витебской области бывшей БССР.
— Куда же подевались остальные области и районы БССР? Это ведь примерно, по Вашим словам, около 150-ти районов?
— Тут, как говорится, «кто куда». Например, некоторые западные районы Минской и Барановичской области вошли в Генеральный округ Литва, также входивший в Рейхскомиссариат «Остланд», а южные же районы Брестской, Гомельской, Пинской и Полесской областей, вообще попали в Рейхскомиссариат «Украина». Другие районы вошли в особый тыловой округ группы армии «Центр» (в соновном юго-восток БССР), а остальные северо-западные районы в отдельный округ «Белосток», относящийся к провинции Восточной Пруссии.
— В беседе Вы упоминали местную полицию, службу порядка, какие-то ГФП? Какое это имеет отношение к обсуждаемым документам?
— Самое прямое, поскольку в этих документах фигурируют абсолютно славянские фамилии, относящиеся скорее всего не к гражданам Германии, а скорее, к бывшим советским гражданам. В нашем случае или к местным, или к тем, кто жил в других республиках СССР, но по тем или иным причинам оказался на оккупированной территории БССР.
Так вот, уже в июне 1941 года началось, причем в массовом порядке, создание вспомогательной (в отношении основных, немецких, органов безопасности и внутренних сил) полиции, именно из местного населения. Такая местная вспомогательная полиция официально именовалась Служба Порядка или кратко «ОД» (от немецкого «Ordnungsdienst»).
— А почему именно в массовом порядке?
— Потому, что силы ОД формировались из расчета 1 полицейский на сотню сельских жителей или 1-н на 300 жителей городских. Иначе говоря, речь идет о десятках тысяч таких полицейских. Главным структурным подразделением ОД была служба стражи, имевшая в своем составе стационарные и передвижные посты, дежурные посты, а также местные подразделения ОД (районные, городские, поселковые, сельские) и, кроме того, отдельные части ОД соответствующих гебитов.
— Насколько я понимаю, это, так сказать, регулярные полицейские части из местного населения, а помимо них еще что-то было?
─Да, к сожалению, существовал еще целый ряд организаций из местного населения, имевших статус полувоенных формирований, действовавших как неотъемлемая часть власти немецкого оккупационного режима независимо от названий. Это Белорусский корпус самообороны (БКС) – кстати, полностью военизированное формирование белорусской коллаборации. БКС окончательно был создан в июне 1942 г. Главный комендант — И. Ермаченко. Основная задача — помощь немецкой и местной полиции ОД в борьбе с партизанами, советскими и польскими. В БКС предполагалось создать З дивизии, но реально было создано 20 батальонов (около 10000 человек), которые немцы так и не решились серьезно вооружить. Весной 1943 г. сам БКС был распущен, а созданные батальоны частично были направлены для укрепления ОД, частично влились, позднее, в БКО. Важно отметить, что БКС в отличие от БКО был формированием добровольным, также как и ОД.
— А что такое БКО?
— Белорусская краёвая оборона – такое практически воинское формирование коллаборантов. Создана в начале марта 1944 года, когда немцам на Восточном фронте стало очень «жарко». Во главе командования БКО стоял майор Ф. Кушаль. Главная задача — борьба против советских партизан, Красной Армии, а также польских партизанских Армий Людовой и Крайовой. Основу БКО, кроме уже названных частей БКС, составляло принудительно мобилизованное мужское население 1908—1926 годов рождения. Было мобилизовано около 25 тысяч человек, из которых к середине апреля 1944 г. создано 36 пехотных и 6 саперных батальонов (всего около 40 тысяч человек). В активных боевых действиях против регулярных частей Красной армии БКО почти не участвовала. В основном вооруженные отряды БКО принимали участие в борьбе против партизан. Кроме того, формирования БКО использовались для различных работ, например, для сельскохозяйственных работ, охраны различных зданий и складов. После освобождения территории Беларуси часть формирований БКО оказалась в Германии.
Из кого же все-таки формировалась полиция и вспомогательные отряды? Всех этих ОД, БКО, БКС? Ведь трудно поверить, что в местных селах, уже отмобилизованных Красной Армией в 1939-41 годах, нашлось такое количество мужского населения способных то, что называетс, служить. Ведь как ни крути – это и какая-то грамотность, и навыки воинской дисциплины и т.д.?
─ Как ни прискорбно, все эти полицейские и иные вооруженные формирования состояли в основном из дезертиров и окруженцев РККА, то есть из бывших советских солдат и офицеров, что по нынешним временам можно понять. Ведь на территории Белоруссии всего за три месяца были разгромлены два фронта, (а это десятки дивизий), в результате чего огромное количество военнослужащих (сотни тысяч) попало в окружение, в плен, просто дезертировало. Такое количество людей немцам просто не было куда девать – и в плане охранения, обеспечения питания, санитарного обеспечения, перевозок, да и вообще в смысле нецелесообразности их использования. Поэтому, большинство из тех, кто имел родственников в Белоруссии, немцы просто отпускали. Да-да, просто отпускали, но при одном «маленьком условии» — поступления к ним на службы. Один документ – и ты навеки подрасстрельный для СССР. Вот эти вольноотпущенные, окруженцы, дезертиры и составляли основу коллаборантских военизированных формирований, в первую очередь, полиции ОД.
— В заключение нашей беседы, что Вы еще можете сказать по поводу подлинности этих документов?
─ Я уже говорил, что они соответствуют нормативам и порядку архивного хранения. Но более важно, на мой взгляд, то, что они соответствуют жизненной и исторической правде: окруженцы и дезертиры, особенно белорусы по национальности, прибивались к родным местам, к каким-то родственникам (а речь идет, судя по всему, не просто об однофамильце), особенно если такой родственник выбивался в какое-то местное начальство и в меру сил помогал им в службе. Естественно, что после войны все эти люди попадали в поле зрения НКГБ, но если на их руках не было крови, то этих полупособников наказывали, как правило, ссылкой.
Коментарі
Читайте по темі
- Зеленський виконує лише один план. План путіна по геноциду українців та знищенню України. Розслідування –
- московське життя російського розвідника Владимира Зеленского –
- Це Зеленський та путін вбили Ірину Фаріон! –
- Громадянин росії Умєров заробляє мільйони на крові українських військових –
- God Bless America –
- Хто такий Джокер? –
- Призначений тираном Зеленським керівник Вінницької ОВА Борзов, роздає на АЗС повістки всім, хто йому не сподобався. Відео –
- Мати побачила посивілого від катувань тюремників сина — Зеленський перетворив Україну на російський концтабір. Відео –
- Порш для коханки – Владислав Володський провалив постачання провіанту для ЗСУ –
- Сергій Чепурний — темна конячка, яка краде у військових –
- Zeлені чоловічки з ТЦК б'ють медиків швидкої у Одесі. Відео –
- За наказом спільника тирана Зеленського у Запоріжжі розстріляно (4 постріли) Максима Денщика –
- Ze-концтабір. ТЦКшники напали на адвоката Сергія Костиру, коли він надавав правову допомогу клієнту. Подробиці –
- Промосковська система єрмака/zeленського примусила видалити цей пост Олега Ткаченка про те, як вбили його побратимів –
- Намордник для критиків уряду, — sueddeutsche.de –