Елена Белозерская: «Конкурентов у меня практически нет». Интервью
Елена Белозерская активно освещает уличную общественно-политическую жизнь - в основном, публикует отчеты и фото-репортажи с акций протеста правого спектра, причём зачастую опережая традиционные СМИ. После прихода к власти Януковича девушку уже дважды пытались привлечь к уголовной ответственности.
— С чего это всё (заинтересованность соцсетями, создание собственного блога) началось?
— Я профессиональный журналист с 7-летним стажем. Собственный блог на LiveJournal завела летом 2007 года, на четвёртом году работы в журналистике, когда окончательно поняла и осознала, что пока не буду иметь своего собственного СМИ, своей площадки, так сказать,– то где бы я ни работала, редакторы всё равно будут вмешиваться в мои материалы. А этого я не выношу категорически, потому что почти все редакторы (по крайней мере, те, с которыми мне приходилось работать), делали с материалами такое, что после этого мне было стыдно ставить под ними свою подпись. Причём почти всегда это было не то, что принято называть цензурой, а просто бессмысленные правки, которые уничтожали смысл написанного.
Кстати, в период с 2004 по 2006 год я сама была главредом небольшой газеты «Украина Христианская» и сейчас являюсь главредом информагентства, но вмешиваться в чужие материалы себе не позволяю. Если написано совсем уж плохо — я просто это не публикую.
— Какой была начальная цель создания блога?
— Иметь собственное, ни от кого не зависимое СМИ. Я использовала платформу LiveJournal не по назначению – не как личный дневник (записей о личном в моём блоге мало), а именно как выход напрямую к читателям – минуя редакторов, издателей, спонсоров и других «серьезных дядь», которым очень нравится решать, что и как писать журналисту. Тогда как решать это должен только читатель. Если ты делаешь что-то неправильно – он тебя не будет читать, и все тут...
Понятно, что эта цель не изменилась. Но с приходом нынешней власти пришлось писать осторожнее, потому что меня уже дважды пытались привязать к уголовным делам.
— Расскажите подробнее об этих уголовных делах
— История первая. В феврале 2010 года молодые активисты, протестуя против убийства меховых животных, бросили дымовую шашку рядом с магазином дорогого меха и забрызгали его вывеску краской. Одного из ребят прямо на месте задержали охранники магазина, избили и передали милиции. Милиция возбудила уголовное дело по статье «Групповое хулиганство».
Я эту акцию снимала в качестве журналиста, написала потом репортаж, в котором отметила, что не одобряю ни целей, ни методов активистов.
Примерно через полтора месяца у меня в квартире состоялся милицейский обыск. Изъяли два DVD-диска с фотоматериалами, на которых были фотографии совершенно разных событий – от молодежных акций до встреч с президентом, например. Между прочим, есть статья 17 закона Украины «О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов», которая прямо запрещает изымать у журналистов такие вещи. После обыска меня несколько раз допросили в милиции, во время одного из допросов мне устроили очную ставку с тем задержанным парнем, и он, очевидно, под давлением следователя, начал давать против меня ложные показания, из которых следовало, что я чуть ли не организатор этой акции.
Правоохранительные органы попытались меня если не посадить, то, по крайней мере, организовать судимость. Человек с судимостью, даже с условной – фактически бесправен и вынужден дуть на воду, потому что малейший инцидент, малейшая провокация – и его могут отправить в места лишения свободы. Меня спас мой адвокат Сидор Кизин, а также незаурядный резонанс – заступничество журналистов, нардепов, правозащитников, в том числе иностранных. Международная организация «Репортеры без границ» сделала тогда 4 заявления в мою поддержку. Когда начался такой резонанс, менты отступились.
История вторая. В новогоднюю ночь (1 января 2011 года) неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в окно одного из киевских офисов Партии регионов. Свои действия они сняли на видео, смонтировали ролик, добавив в него какую-то левацкую символику, и залили его на You Tube. Через сутки, то есть в ночь с 1 на 2 января, на e-mail нашего информагентства прибыла ссылка на этот видеоролик. Мы сделали заметку под названием «Подожжен киевский офис Партии регионов?». Вопросительный знак в названии был потому, что видео было очень плохого качества и точно установить, что это именно офис ПР, у нас не было возможности. Опять же, в заметке мы осудили этот поступок.
А 12 января этого года у меня прошёл второй обыск. На этот раз изъяли абсолютно всю оргтехнику: компьютер, нетбук, принтер, сканер, фото-и видеокамеру, мобильные телефоны и все носители информации (4 хард-диска, 162 CD и DVD). Обыск продолжался около 5 часов, потом меня повезли на допрос, который длился столько же. Милиция пыталась доказать, что это я снимала попытку поджога. Это было формальным поводом для обыска, а на самом деле, думаю, их интересовала моя база данных – ведь я уже лет 7 снимаю все протестные акции, которые проходят в Киеве и не только.
Всё время, пока длился допрос, под участком стояла группа поддержки – около 50 человек. И большое спасибо людям, потому что когда я вернулась домой, меня уже ждал предложенный друзьями нетбук, а потом читатели блога собрали мне деньги на новую камеру. Дальше опять началась огласка, опять вмешались нардепы, журналисты, правозащитники, рядом со мной снова был мой адвокат Сидор Кизин. В результате этого шума технику мне через месяц вернули. Правда, не все работало, но это уже мелочи.
Потом меня еще несколько раз вызывали на допросы, милиционеры ездили даже в Одессу допрашивать моего партнера по информагентству Алексея Ярославцева.
Интересно, что 14 января 2011 года, т.е. через 2 дня после обыска, глава МВД Анатолий Могилев отчитывался в Верховной Раде перед народными депутатами. Конечно, его спросили обо мне, и он, отвечая, три раза сказал неправду: сказал безапелляционным тоном, что это лично я снимала видео поджога, что видео это появилось на моем сайте через 2 часа после события (в действительности – через сутки, и не видео, а только ссылка на YouTube), и что на каких-то изъятых у меня «сайтах» (!) были инструкции по изготовлению напалма. Над этим весь Интернет потом ещё долго смеялся.
Надеюсь, что теперь, наконец, они поняли, что трогать меня не стоит – будет много шума и хлопот. Но все равно теперь я стараюсь не подставляться – не давать поводов закрыть мне сайт или фабриковать против меня уголовные дела.
Хотя, например, когда Анна Синькова сидела в СИЗО за яичницу, приготовленную на Вечном огне, и трое парней в знак поддержки повторили её поступок, ко мне на e-mail снова пришла ссылка на размещенный на You Tube ролик, и я, точно зная, что по этому факту будет возбуждено уголовное дело, что ребят будут искать и что я, если первой сообщу об их акции, почти наверняка нарвусь на третий обыск – я все равно написала об этом и разместила видео. Так и написала: знаю, что придете с обыском – ну что ж, приходите, такой шум подниму, что вам мало не покажется. В третий раз не пришли.
— Является ли Ваш блог способом заработка?
— Нет. Принципиально не является. Даже рекламы не вешаю, чтобы: а) не раздражать ею читателей; б) не нарваться на закрытие блога – в действительности за его оппозиционность, а формально – за размещение не санкционированной владельцами ЖЖ рекламы, что является нарушением правил.
Единственные деньги, напрямую связанные с моим блогом, я увидела после второго милицейского обыска, когда милиция конфисковала у меня всю компьютерную и съемочную технику, и читатели блога мгновенно скинулись мне на новую.
— Сколько времени Вы тратите на блог?
— Точно сосчитать не могу, но где-то столько, сколько любой журналист на свою работу. Это моё главное занятие. Например, пойти на уличную акцию, всё отснять, потом отобрать, обработать фото и видео, написать текст и разместить это всё в Интернете – на это уходит обычно от 3 до 8 часов. А бывает за день не одна акция – тогда из-за количества страдает качество репортажей.
Вся остальная работа, к сожалению, у меня по остаточному принципу.
— Знакомитесь ли Вы с опытом других блоггеров (например, из других стран)?
— Читаю популярных украинских и российских блоггеров. Но, честно скажу, не регулярно, потому что не успеваю.
— На что Вы обращаете внимание, читая другие блоги?
— На то, чтобы интересно было, как и все читатели. «Зацепить» могут посты в совершенно разных жанрах – от талантливо сделанных фотографий до интересного анализа. А ещё бывают эксклюзивные материалы – из тех, что сделаны чаще всего непрофессионалами, но обречены на колоссальный общественный резонанс.
— Как Вы начинали писать?
— О профессии журналиста никогда не мечтала и попала в неё случайно, хотя писать умела с детства. Первую статью написала в начале 2004 года, чтобы выручить товарища-журналиста, который не успел сделать её вовремя. Товарищ решил не врать редактору, что написал её сам, а сказал ему правду, и после этой статьи редактор предложил мне постоянную работу.
— Сколь влиятельны сейчас социальные сети в Украине?
— Смотря, с чем сравнивать. С телевидением и популярными газетами, которые люди ежедневно читают в транспорте, социальные медиа пока конкурировать не могут. Но они уже способны поднять волну, которая очень быстро докатится до крупных официальных СМИ. Причем, в отличие от неторопливых СМИ, блогосфера реагирует мгновенно и очень часто с её помощью удаётся – ну, например, спасти жизнь и здоровье несправедливо заключенных, подключить в их защиту юристов и влиятельных политиков. Разве этого мало?
Вообще, главная суть блогосферы и социальных сетей: как только они появились – власть окончательно потеряла монополию на информацию, и замолчать что-либо им уже не удастся.
— Как Вы считаете, возможно ли с помощью соцсетей организовать массовый народный протест или осуществить революцию?
— Опыт мусульманских стран, где это удалось, показывает, что вполне возможно. Если же говорить о переносе этого опыта на украинские реалии – так здесь не в соцсетях дело, а как всегда, в народе. Народ у нас на революцию раскачать трудно. Но если доведут – вот тогда любые неподконтрольные властям источники распространения информации, и блогосфера в первую очередь, станут незаменимыми.
Хотя всегда надо помнить, что власть и спецслужбы (особенно одного соседнего недружественного к нам государства) уже начали приходить в себя от стресса, вызванного тем, что они перестали контролировать информационные потоки, и отрабатывают методы борьбы в новых условиях. Например, по состоянию на 28 июля, сервис LiveJournal уже четвертые сутки недоступен для значительной части его пользователей, и я среди них. Четвертые сутки сижу без наиболее раскрученной из своих платформ (у меня есть еще сайт информагентства, блоги на Фейсбук и Твиттер и недавно созданный собственный сайт-стендалон, но блог на ЖЖ люди знают и читают гораздо больше).
Эти атаки на ЖЖ делаются потому, что в России скоро президентские выборы, и спецслужбы, очевидно, пытаются уничтожить самый большой неподконтрольный им информационный ресурс – то есть, весь сервис LiveJournal или хотя бы весь его кириллический сегмент. Постоянными перебоями в работе они пытаются заставить пользователя прийти к выводу: ЖЖ «глючный», уходите из него. Поэтому, если ты оппозиционный общественный деятель, имеет смысл одновременно вести несколько блогов на разных блогохостингах, особое внимание уделив тем, к которым российским и украинским спецслужбам труднее всего дотянуться.
— Означает ли развитие блогосферы (увеличение виртуальной активности) реальную общественную пассивность? Какие опасности / преимущества этого развития?
— Я не верю в то, что виртуальная активность снижает реальную. Наоборот, наличие развитых и популярных соцсетей позволяет людям, которые не являются членами каких-либо организаций, узнать о том, что, например, планируется протестная акция.
Я не верю в то, что так называемые «клавиатурные ковбои», которые упорно, по сто комментариев в день, обливают кого-то в Интернете помоями, – чтобы они, если бы у них не было такой возможности, пришли на акцию, чтобы кричать то же самое в мегафон. Да никогда в жизни! Если бы не было Интернета, они бы ругали власть и свою жизнь с соседом за бутылкой. Это те из них, которые не проплаченные, потому что большинство просто получает за это деньги.
— Есть ли у Вас какие-то универсальные советы для блоггеров-новичков?
— Много работать. Другого ещё никто не придумал. Я четыре года самоотверженно работала над блогом, не имея с этого ни копейки. Быть самым лучшим профессионалом невозможно – всегда найдутся конкуренты. Но я сижу в своей нише, и конкурентов у меня практически нет, потому что никто не будет работать так, как работала я, бесплатно 🙂 Да еще и, как показывают события с милицией, с риском иметь неприятности.
Писать правду. Репутация правдивого человека, как известно, зарабатывается годами, а теряется за мгновение.
Охватывать определенную тему, чтобы читатели привыкали искать у тебя материалы по этой теме.
Работать оперативно, опережая мощные СМИ. Чем больше вы затягиваете с статьей или репортажем, тем больше вы проигрываете: работа та же, но резонанс от нее падает в прогрессии. Потому что люди насыщаются информацией из других источников, в т.ч. и вражеских.
Не скрывать свою индивидуальность и свое мнение, не бояться говорить «я», брать на себя ответственность. Иметь собственную позицию и придерживаться ее.
Писать понятно. Не “эзоповым языком” времен СССР, и не так, как строил свои речи Ющенко, когда надо было долго думать, а что же он этим хотел сказать. Мысль, которую нельзя выразить понятными всем словами, ничего не стоит.
Не подставлять героев своих материалов. Отдавать себе отчет: то, что ты сфоткал и написал, – это документ, и разные люди могут его использовать в различных целях. Например: если демонстранты делали нечто такое, за что могут «принять», лиц на ваших фото не должно быть.
Признавать и быстро исправлять ошибки и неточности.
Не бояться. Отсутствие страха на практике означает не молчать. Кто бы на вас ни давил, ни нападал – от власти с милицией до уличных хулиганов – они всегда, обязательно хотят, чтобы вы об этом молчали. И это должно быть у вас на уровне рефлекса: малейшая атака – максимальный шум и огласка. Никогда не ведитесь на то, что, возможно, лучше договориться по-тихому, что вы можете кого-то разозлить и будет ещё хуже. Ничего подобного – с вами начнут считаться, потому что почувствуют, что наехать на вас безнаказанно не получится – вы способны принести им неприятности.
Беседа велась на украинском языке
Коментарі
Все про: LiveJournal, livejournal.com, YouTube, Алексей Ярославцев, Анатолий Могиле, Анна Синькова, атаки на ЖЖ, блогер, блогосфера, Елена Белозерская, журналист, Інтернет, О государственной поддержке СМИ и социальной защите журналистов, обыск у журналиста, Партия регионов, протестные акции, Репортеры без границ, Сидор Кізін, СМИ, социальные сети, судимость
Читайте по темі
- Олена Білозерська нарівні з чоловіками зі зброєю в руках захищає Україну. Подробиці –
- Олена Білозерська з фронту: В новинах — суцільна брехня. 2 фото –
- «Засуджую журналістів, що підписали мирову угоду з тітушками», — Олена Білозерська –
- Вночі до журналіста Олени Білозерської ломилися слідчі –
- Могилев пообещал изымать компьютеры у журналистов –
- Міліція хоче аналізів журналіста –
- Елена Белозерская: «Из журналистов делают стукачей» –
- Донецкий пришибеев –
- Действия украинской милиции представляют серьезную угрозу свободе СМИ –
- У журналістки Олени Білозерської міліція відібрала фото- , відеотехнику та компьютер –
- Police step up attempts to intimidate journalist Olena Bilozerska –