5.01.2025 19:00 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Комиссия по журналистской этике уничтожает свободу слова

Миссию суда над украинскими журналистами возложила на себя некая общественная организация «Комиссия по журналистской этике», с той лишь разницей, что ее вердикт «подсудимому» называется не приговором, а «общественным осуждением».

Организация, которой руководит бывший главный редактор газеты «Зеркало недели» В.Мостовой, более всего прославилась тем, что выступила в защиту шарлатана Андрея Слюсарчука, навесив свой «обличающий» ярлык журналистам Роману Барашеву («Робоча газета») и Владимиру Богуну (газета «2000»), осмелившихся в своих материалах разоблачить «доктора Пи». Как известно, А.Слюсарчук арестован, ему предъявлено обвинение по статьям «Мошенничество» и «Подделка документов».

Не оставила комиссия без внимания и работу Жана Новосельцева, осудив его за подачу в эфир якобы непроверенной информации, а также использовании незаконных методов ее получения. Тем не менее «эти опытные люди почему-то сначала задавали странные вопросы типа: „Жан, если нам будет необходимо кого-то облить грязью, мы можем к вам обращаться?“, а потом приняли еще более странное решение.

Журналист и руководитель программы „Коррупция по-украински“ газеты „Вечерние Вести“ Наталия Сидорова ощутила в „общественном осуждении“ комиссии явный привкус мошенничества и обратилась в Генеральную прокуратуру Украины с требованием проверить законность деятельности комиссионеров и внести акты прокурорского реагирования на их так называемое „общественное осуждение“.

Журналист „Киівського вісника“ Олег Афонин считает, что комиссия абсолютно игнорирует факты и подменяет понятия „честность“, беспристрастность», «непредубежденность».

Один из последних «приговоров» вынесен общенациональному правовому еженедельнику «Юридичний вісник України» и его автору Любови Дорофеевой за статью «Ахтунг! Німцы знову в Хотянівці!».

В статье шла речь о супружеской чете Ярмоленко-Вайц, которая, имея ПМЖ в Германии, пересекла границу в обратном направлении. Приехав на Киевщину и заручившись покровительством Хотяновского сельського головы В.Грищенко, пара занялась бизнесом, грубо нарушая при этом законы Украины и правила добрососедства.

Спустя год после публикации главному редактору «ЮВУ» В. Шарову позвонил некто Иванов Валерий Феликсович и, представившись членом упомянутой комиссии, заявил, что статья «Ахтунг! Німці знову в Хотянівці!» дискриминирует супругов Ярмоленко-Вайц по национальному принципу, уточнив при этом, что их незаконная коммерческая деятельность его не интересует. Мнение Иванова и легло в основу обвинения автора и газеты в нарушении п. 15 так называемого «Этического кодекса украинского журналиста». Обвинения неуклюжего, необоснованного, изобилующего взаимоисключающими аргументами и сработанного явно на заказ.

Спрос на «общественные осуждения» от самозваной этически заостренной группы под претенциозным названием объясняется тем, что такие дельцы как «доктор Пи», Ярмоленко-Вайц и иже с ними рассчитывают использовать (и используют) подобные умозаключения как давление (хотя и косвенное) на суд. Кто дает им такие подсказки?

После «общественного осуждения» комиссией редактор газеты «Правдошукач» Юрий Шеляженко сделал для себя открытие: Кодекс этики украинского журналиста стал ширмой для сомнительных, конъюнктурных и субъективных заключений узкой группы людей, которых отнюдь нельзя назвать моральными авторитетами.

Правовую оценку этим этическим умозаключениям дал и суд: по иску Ю.Шеляженко к комиссии Печерский районный суд признал выводы г-на Мостового и Ко «оценочными суждениями», то есть с юридической точки зрения – никчемными.

Подобную «этическую деятельность» очень точно оценил Евгений Пашковский – лауреат Национальной премии им. Т.Г. Шевченко (2002 р.), писатель, публицист, заместитель главного редактора журнала «Неопалима купина»: «Что касается вопросов журналистской этики во времена демократизации, когда начали руководствоваться не истиной, а представлениями о ней, сотни журналистов и государственных деятелей сложили свои головы, заплатили жизнью за персональное понимание кем-то этических норм. Я уверен, что и Гию Гонгадзе тогдашние правители сначала подвергли осуждению именно с этической стороны, дескать, он не такой и не так пишет, как им нравится, как им подсказывала их мораль, то есть этика. Мораль и этика – лицемерные понятия, которыми прикрывается незнание истины. То есть, что есть добро, а что зло, что приносит пользу, а что откровенный вред обществу. Журналист и литератор должен руководствоваться не столько этикой (кому и что нравится либо приятно или нет), а, прежде всего, заботиться об истине и справедливости. Именно переживания за справедливость, именно суждения об истинности позволяют им оценивать события и явления так, как им велит профессиональный долг... Задача журналиста – вывести вредное явление на всеобщее обозрение и тем призвать общественность к бдительности. Общество же и его властные органы должны этот вред устранить. Это прописные истины, и зачем их связывать некоей абсолютно неуместной в таких случаях этикой? Ибо у тех, кто убил Гонгадзе тоже была своя этика, и заинтересованные персоны впарили им в головы, что Гия – американский шпион», убежден Евгений Пашковский.

Комментарии, как говорится излишни.

Председатель комиссии по журналистской этике В.Мостовой: Я памятник себе... (установлен в его приемной). Шутка или суть?

Кстати, в данное время в социальной сети Фейсбук уже работает соответствующая группа — «Коллегия рыцарей объективности». Присоединяйтесь!

 

Дмитрий Федоренко, для sprotiv.org

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 10-03-2012 9:48 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Все про: , , , , , , , , , , , , , , , ,

Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100