26.12.2024 10:27 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Тендерный миттельшпиль?

Вечером 21 марта народные депутаты приняли, пожалуй, первое действительно значимое решение почти за год ничегонеделанья. Действующий закон о госзакупках был отменен подавляющим большинством голосов.

Комментарии политиков были похожи на победные реляции с фронта: «тендерный спрут уничтожен» (лидер «НС—НУ» В.Кириленко), «государство освобождено от законодательной коррупции» (спикер А.Яценюк), «возвращения к тому, что будоражило страну с 2004 года, не будет» (лидер фракции БЮТ И.Кириленко). Слушая это, нам в «ЗН» захотелось выпить шампанского за победу. Все-таки два года воевали: копали, писали, слушали угрозы, круглые столы собирали, получали иски и ходили в суды. Пусть мы и понимаем, что все наши усилия могли так и остаться тщетными, а решение госзакупочных проблем так реально и не сдвинулось бы с мертвой точки, если бы Кабмин всерьез не взялся за изменение условий… газовых поставок. Ведь все очень просто — удар Тимошенко по РУЭ повлек за собой ответный президентский удар по ТПУ… Удар Тимошенко по Черновецкому повлечет за собой удар по Губскому. Око за око, и гдядишь — народ прозреет.

Но вернемся к госзакупкам. Есть ли повод для торжества? Какие решения приняла Верховная Рада и что они означают для заказчиков тендеров, их участников и общества в целом?

Кроме отмены действующего закона о госзакупках, поддержанный Радой закон (предложен спикером) содержит поручение правительству незамедлительно разработать «Временное положение о проведении госзакупок». Оно будет регулировать госзакупки до вступления в силу нового профильного закона. При этом, если верить сообщению на сервере ВР (на момент написания статьи текст закона отсутствовал), закупки, которые были начаты до вступления в силу закона, проголосованного 21 марта, должны проводиться на основании этого временного положения. Положение должно соответствовать редакции закона о госзакупках, которая действовала на 17 ноября 2004 года, за исключением статей, которые противоречат требованиям ВТО (преференции отечественным товаропроизводителям).

Через две недели Кабмин обязан представить парламенту свой законопроект. Согласно постановлению ВР № 1476-д/п, принятому 21 марта одновременно с законом, комитету по экономической политике также поручается внести новый проект закона.

Вся эта правовая конструкция вызывает большие вопросы. Ясно только одно: Тендерная палата, Межведомственная комиссия, размещение тендерной информации на сайте ООО «Европейское консалтинговое агентство» (как и на любых других частных веб-сайтах), публикация в бюллетене ТПУ — все эти элементы должны уйти в прошлое, по крайней мере, до принятия нового закона. Если, конечно, временное положение действительно будет соответствовать ключевым нормам закона № 1294-IV от 20 ноября 2003 года, который действовал на 17 ноября 2004-го.

Специально уполномоченным органом в сфере госзакупок, скорее всего, станет Министерство экономики. А дальше — сплошные неясности. Где будут публиковаться объявления о тендерах? Министерский «Вестник государственных закупок» находится в стадии ликвидации. Каким будет порог для проведения госзакупок? Попадут ли под режим положения государственные предприятия (их нет в законе № 1294-IV)? Каким будет порядок обжалования или согласования закупок у одного исполнителя? Бывший департамент координации госзакупок (ныне — департамент товарных бирж) уже давно обескровлен. Или в нем поселятся старожилы ТПУ?

Наконец, что делать с закупками, начатыми до 21 марта? Закон обратной силы не имеет, поэтому в суде упомянутая норма принятого ВР закона может быть легко оспорена…

Нет ничего более постоянного, чем что-либо временное. Постсоветская аксиома, не требующая доказательств. На момент голосования многие депутаты ориентировались на восстановление в качестве переходного закона все той же редакции № 1294-IV. С этой инициативой выступал, например, экс-министр юстиции А.Лавринович. Преимущества такого варианта очевидны.

А вот «временность» положения и откладывание окончательного законодательного решения проблемы резко повышает риски теневых сделок («коробки из-под ксерокса» или «чемоданы аргументов» становятся актуальными). По словам очевидцев, «тендерная гвардия» чувствовала себя весьма спокойно во время голосования 21 марта. В отличие от ситуации начала февраля, когда инициатива Блока Литвина привела одного из «гвардейцев» в состояние истерического метания по сессионному залу.

Правовой вакуум можно увековечить, добившись отмены кабминовского положения каким-нибудь мухосранским судом.

К тому же, запланированные законопроекты попадут на рассмотрение в комитет по экономической политике, который возглавляет почетный президент ТПУ А.Ткаченко. Если, конечно, ВР не отберет у комитета регулирование госзакупок…

Кстати, нынешний руководитель департамента товарных бирж Минэкономики, будучи членом Межведомственной комиссии, не сделала ни одного публичного заявления, хоть как-то критикующего ситуацию с госзакупками. Странное совпадение: представитель интересов ЕКА в судах имеет такую же фамилию, что и глава этого департамента…

Примечательно, что 20 марта ТПУ опубликовала очередной вывод, в котором заявила, что цены на услуги «консультантов» госзакупок определяются рынком, а за пользование «объектами интеллектуальной собственности» нужно платить роялти. Напомним, что патенты на тендерную документацию «бютовских гвардейцев» никто не отменял, как и эксклюзивные патенты ЕКА на сайт zakupivli.com…

Возможно, наши опасения беспочвенны. И голосование 21 марта — это эндшпиль двухлетней тендерной партии, стоившей госбюджету несколько миллиардов. Не исключено, что это голосование — свидетельство того, что размен ключевыми жертвами между помаранчевым «королем» и сердечной «королевой» уже состоялся.

Да и ответственность народных депутатов перед гражданами за их публичные обещания во время предвыборной кампании тоже ведь штука, несмотря ни на что, не совсем пустяковая.

«Что нужно, чтобы система была оптимальной, — вопрошал В. Пинзеник в ходе круглого стола в редакции «Зеркала недели» 1 сентября прошлого года. — Есть несколько принципиальных вещей. Ведь проблема не просто в использовании средств. Их нужно использовать эффективно.

В 2005 году наше правительство подготовило прекрасный законопроект, предусматривающий несколько простых вещей. Первое — четко определенное время публикации информации о тендере. Второе — четкое определение места публикации информации. Это требования, позволяющие создать конкуренцию при закупке. Третий принципиальный момент — если условия тендера предусматривают несколько критериев (цену, качество, срок поставки), то здесь победителей будут определять за откаты. Критерий отбора исполнителя должен быть единственный — цена. А все технические требования относительно минимального качества, сроков поставки вы «забиваете» в условия проведения тендера.

Четвертое — проводится открытый аукцион, с использованием конвертов или без. Но конверты ничего не стоят. Открыто проводится редукцион, опрос идет по цене. Выигрывает тот, кто предложит самую низкую. И, наконец, публикация результатов, никакой платы (за информационные услуги. — Прим. авт.), запрет повышать цены уже после тендера. И никаких общественных организаций. Простая и понятная система.»

Что ж, момента истины осталось ждать совсем недолго.

Андрей МАРУСОВ, «Зеркало недели»

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 24-03-2008 13:36 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100