22.12.2024 04:42 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Политическая псих-апатия

vibori6Возможность влиять на свою жизнь и способность принимать решения основной психический параметр личности. Нужна еще воля, желательно свободная, которую зачастую у нас и пытаются экспроприировать, периодически вкалывая нам очередную дозу пессимизма и безысходности, которая должна вызывать хроническую политическую апатию.

На многих людей в нашей социальной среде такая обстановка действует удручающе, вгоняет в депрессию из-за нашей жизни и вызывает тревогу за будущее. Общее психическое состояние людей оставляет желать лучшего как в локальном так и в глобальном контексте. Грузия не вдохновляет, Россия пугает, Европа умиляет, Китай наступает, Америка угасает. Внутренняя неразбериха, управленческая сумятица, нестабильность и падение экономики, вызывают изменения в нашей самооценке. Дистиллированные списки партий и штампованные кандидаты тоже не очень обнадеживают.

В непростые кризисные времена психологическая составляющая в политике приобретает особую важность. Если политики не доказывают, что наш голос это не просто пометка в бюллетени, а в нем заключены ценности, воля и надежда психологически сформировавшейся личности, и не подтверждают нашу ценность как общественно зрелого человека, они неизменно вызывают гнев и отторжение. В наше время мы оцениваем политиков не только по тому, что они предлагают, но не в меньшей мере по тому какие ощущения они в нас вызывают. Самые правильные намерения вызывающие неправильные ощущения – обречены на неприятие.

Конечно, привычнее спрятаться за неприятие политики и политиков, забывая что мы сами их порождаем, что они это мы пришедшие во власть. Никто не любит смотреться в зеркало. Мы не нравимся сами себе, отторгаем несуществующие элиты, будто эти люди засланы к нам и не были нашими соседями, одноклассниками и сотрудниками, которые быстрее сориентировались, потому мы сами же предоставили им такую возможность. Комфортнее считать, что это плохие дяди, которых заслали американцы или русские, а не воплощение наших собственных стереотипов. Но подсознательно мы выражаем неудовлетворенность самими собой.

Политики уже не выдерживают тест на особость. Мы их выбираем, а они не такие как нам бы хотелось. Оказывается, что они такие же как мы, но у них все есть, а у нас нет. Перебор с появлениями на экране, еще больше проявляет недостатки и пугающую серость. Сначала смешно и занятно, потом тревожно и страшно, что наше будущее зависит от клоуна в телевизоре. Никому не нравится чувствовать себя дурачком. Возникает зависть, злоба и ненависть.

К монархической или церковной власти мы относимся спокойнее, она дарована богом и ее носители особенные. Отсюда популярность связи наших политиков со вселенной политические послания от всевышнего или как минимум от главы соседнего государства. В США проблему решали убедив людей, что политикой должны заниматься профессионалы или подготовленные династии Кеннеди, Бушей и Клинтонов. Но у них тоже произошел срыв когда потребность в реальных изменениях стало невозможно игнорировать.

Психологическая потребность в прогрессе в совокупности с отсутствием результата может привести к отчаянию. Хотя и здесь нельзя все списать на неадекватный политикум. Слишком большие ожидания неизменно приводят к разочарованию. Людям свойственно верить в то, во что они хотят верить. Если политику удается выполнить более 30% своих предвыборных обещаний, то он во всем мире считается успешным. Исходя из жизненных обстоятельств в нашей стране необходимы решительные скачки, которые лидеры обеспечить не в состоянии. Апатия от утраты ощущения причастности к управлению государством, проецируется на нас как невозможность управлять собственной судьбой.

Апатия у нас психологическая, вызванная антипатией к определенным политикам или группам, не оправдавших наши ожидания и потребностью в переменах. Но чаще неприятие вызывают не политики и не сфера их деятельности, а наши собственные психические установки. Безразличие маскирует дискомфорт и тревожность, которые мы предпочитаем игнорировать.

Некоторые имеют свои счеты к окружающему миру. Мы не хотим это признавать, но мы все еще обижены на наших родителей, лидеров, учителей и руководителей за предательство и отсутствие заботы о нас. Сознательно или бессознательно мы хотим чтобы власть стала универсальным опекуном, чтобы политики обеспечили нас всем чего нам не хватает как материально так и духовно, что практически невозможно. Мы отказываемся принять политиков или систему, которые не способствуют преодолению личных неурядиц или еще больше их обостряют.

Отторжение происходит за счет сильных психических и общественных установок. Психологические установки: «Какая разница? Политика ко мне не имеет отношения. Политики не обсуждают и не влияют на реальные проблемы и вопросы», — провоцируют ощущение отстраненности, непричастности, бессмысленности.

Ощущение растерянности, непонимания окружающей действительности вызваны восприятием политики как странной, непонятной сферы деятельности, которой должны заниматься профессионалы или особые люди. Мы не знаем что делать, чтобы что-нибудь изменить. Жалко сил и времени, чтобы во всем этом разбираться. Мы считаем, что у нас без политики проблем хватает. Недоверие к политике и политикам вообще укоренилось в сознании за счет выученных установок, что все политики бесчестные люди, все врут, и пойдут на все ради власти и денег. Мы подсознательно не доверяем к власти и деньгам.

На это накладывается неприятие самого политического процесса и отсутствие реального выбора за неимением достойных кандидатов. Установки вроде: «Все они одинаковые. Выборы – это фикция. Все лидеры продажны. Власть всегда в руках богатых.» Мы начинаем верить в то наш голос ничего не значит, все равно ничего не изменится или все диктуется извне усугубляют ощущение бессилия, провоцируют пессимизм и фатализм.

Качество медийного покрытия политических процессов во многом способствует психологической апатии людей. СМИ перестали служить их интересам. Все больше внимание уделяется биржам, финансам и корпоративным новостям и не освещают реальные заботы людей. Новости стали развлечением из сплетен о знаменитостях, катастроф и скандалов. СМИ фокусируются на личностях, относятся к выборам как к забегу на скачках, где репортаж о забеге важнее чем информация и интересы общественности.

На этом фоне демонстративный цинизм, отрицание роли политики и личная аполитичность, естественные защитные реакции нашей психики. Все больше людей застревают в пассивно-агрессивном поведении, предпочитая отстраниться и жаловаться, чем принять ответственность за улучшение жизни. Основные психические причины такой отстраненности связаны с неприятием собственных ощущений, избежанием дискомфорта и растерянности, отсутствием умения справляться с нашим гневом, отчаянием и бессилием. Иногда наши реакции на политику вызывают бессознательные чувства и воспоминания из нашей собственной жизни, которые мы не хотим снова пережить и с которыми мы еще не справились.

Единственное противоядие от политической психо-апатии – постоянное усовершенствование системы ценностей в обществе. «Сделайте нам хорошо!» – взываем мы к политикам, а что такое хорошо, пока не совсем для себя сформировали. Мы хотим, порядка, но такого чтобы никого не наказывали, хотим пенсии, но без налогов, рабочие места, чтобы не работать, ответственных политиков, которым сами продали голос. Без четких критериев оценки, невозможно ожидать общественную активность, и придется довольствоваться пассивным созерцанием, которое выгодно именно тем, кого мы надеемся проучить своим нигилизмом.

Общественная и политическая активность – это конструктивный выход для гнева, шанс, чтобы злость не перешла в отчаяние. Она может парализовать нас или вдохновить и мотивировать, придать самоуверенности и вернуть веру в новые возможности. Антипатия лучше чем апатия, неприязнь полезнее чем неприятие, порицание здоровее чем отрицание. На личностном уровне повышение самооценки от участия в процессе, наличии собственного мнения намного превышает дискомфорт от преодоления старых установок.

Придется принять решение конвертировать апатию в участие, гнев в действие, отчаяние в надежду. Безразличие к судьбе собственной страны психологически может вызвать цепную реакцию, которая выльется в безразличие к собственному делу, дому, окружающим, семье и в итоге к самим себе. Гражданский пессимизм и ощущение безысходности может вылиться в жизненную апатию. Получим депрессивное государство, населенное тревожными людьми. Гордость за свою страну, принадлежность к уважаемому обществу и сильному народу являются очень важной частью нашего самосознания, того как мы ощущаем себя в окружающем мире. Эти ощущения нельзя делегировать их нужно отстаивать и политики здесь не при чем.

 

Тина Берадзе, психотерапевт и консультант по психическому здоровью, психологии поведения

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 11-01-2010 19:44 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Все про: , , ,

Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100