19.04.2024 10:43 | Попередня версія sprotiv.org | Наша кнопка | Read sprotiv.org in English | Зробіть Ваш внесок | Розміщення реклами | Зробити стартовою

Победа «тендерной мафии» на 200 миллиардов

Депутаты проголосовали за то, что украинцы больше не имеет права знать, сколько они “скидываются” на банкеты Президента и авиавояжи чиновников.

Верховная Рада вчера наконец утвердила изменения в закон “Об осуществлении государственных закупок”, который предусматривает возможность для предприятий с государственной долей закупки услуг или товаров без проведения тендера. Речь идет о рынке общим оборотом в 200 млрд гривен (из общих 330 миллиардов, которые крутятся в сфере госзакупок).

Лишь избранные товарищи из Партии регионов знают, какие тендерные дебаты велись внутри фракции последние несколько недель. Например, 12 мая на утреннем заседании фракции “регионалы” были оповещены руководством о том, что в этот день будут рассматриваться изменения в закон о госзакупках №7532, а значит, депутаты должны взять под козырек, чтобы вовремя нажать зеленые кнопки.

Однако ни 12, ни 13 мая злосчастный законопроект так и не был проголосован. Не на диктофон, депутаты-“регионалы” признаются, что принятию законопроекта противился первый вице-премьер — министр экономики и развития Андрей Клюев, который сейчас фактически лишен возможности влияния на процедуры закупки. Напомним, что действующий закон предполагает обязательный акцепт Минэкономразвития некоторых процедур торгов, в частности — закупки у одного участника.

Зато во вторник, несмотря на то, что документ стоял в конце повестки дня, рассмотрение №7532 началось с самого утра. В течение получаса правила осуществления госзакупок были изменены — за них проголосовали 231 депутат из ПР, КПУ и Народной партии. К ним примкнули 5 внефракционных депутатов, среди которых промышленник Тариэл Васадзе, банкир Александр Буряк и один из основателей тендерной палаты Сергей Осыка. Кроме того, проект поддержали два “нунсовца”: Владислав Каськив, который, возглавляя госагентство по инвестициям и нацпроектам не раз воспользоваться тем, за что вчера проголосовал и выходец из группы “Приват” Игорь Палица.

Как и все знаковые законы в последнее время, 7532 был проголосован без лишнего ажиотажа. “Законопроект направлен на упрощение процедуры осуществления закупок отечетсвенными промышленными предприятиями, что повысит их конкурентоспособность”, — рассказывал в кулуарах ставший на этот день “адвокатом дьявола” Алексей Плотников. Именно он продвигал законопроект от лица комитета. “Регионалу” не очень удачно взялся оппонировать “бютовский” экономист Сергей Терехин. “Закон о госзакупках узаконивает ситуацию, когда вместо покупки тысячи тонн угля среднего качества будет приобретено 10 тонн высококачественного угля, вместо 10 “шкод” купят 1 “Мерседес”. Это будет законным и не может быть обжаловано”, — пересказывал оппозиционер слова Ксении Ляпиной (НУНС), которая за 10 минут до этого подобным образом доказывала необходимость внесения своей поправки в сессионном зале. Впрочем, суть монолога Терехина перед журналистами свелась к тому, что 2/3 государственных закупок исчезнут из поля зрения общественности. А вот это и правдиво, и грустно.

Итак, изменения в закон предварительно можно структурировать по четырем основным направлениям. Первым из них является то, что теперь предприятия, имеющие в уставном капитале государственную долю, но закупающие товары, услуги и работы за собственные средства, могут игнорировать тендерное законодательство. Очень полезное изменение для владельцев крупного украинского бизнеса. Например, теперь структуры Рината Ахметов, имея долю в какой-нибудь энерго-генерирующей компании, не обязательно отчитывать о том, по какой цене был закуплен уголь втридорога у “родственного” ДТЭКа. Точно так же Игорь Коломойский может расслабиться и не показывать закупки “Укрнафты”, а “неизвестные” российские акционеры забить на обнародование закупок “Хлеб Инвестбудом”. Кто теперь разберет, где в этих структурах их деньги, а где деньги государства.

Второе значительное новшество касается того, что “кинули” Андрея Клюева. Со вступлением в силу закона Минэкономразвития потеряет контроль над потоками от процедур закупки у одного участника. А это — самые денежные процедуры. Да и вообще, по новому закону ни Уполномоченный орган (Минэкономразвития), ни контролирующие органы (Фининспекция, Счетная палата), ни, тем более, орган обжалования (Антимонопольный комитет) не имеют права вмешиваться в процедуру закупки.

Третий блок новелл наиболее открыто дает рычаги к применению коррупции. Это касается расширения перечня случаев, на которые закон не распространяется. Например, теперь Нацбанк может без конкурсных процедур закупать услуги по изготовлению государственных наград. Не попадают под действие закона траты, связанные с арендой помещений для бюджетных и коммунальных ведомств, траты на юридические услуги, связанные с защитой интересов Украины в иностранных судах, траты на гастроли и культурные мероприятия, если на то есть воля Кабмина или Администрации президента, траты на корм для цирковых животных. Но это не все.

Интересно, что теперь закон не распространяется на закупки Государственного агентства резерва на бирже и на закупки Аграрного фонда. Даже юруправление Аппарата Рады поразили эти нормы. “По каким правилам будут осуществляться такие закупки, — недоумевают парламентские эксперты, — Если по тем правилам, которые устанавливает Кабмин, то нужно было указать это в изменениях к закону”. И еще одна изюминка — теперь без публикации и без конкурсных процедур будут производиться закупки товаров, работ и услуг, необходимых для проведения мероприятий с участием Президента или членов Кабмина, а кроме того (внимание!) — из под закона выведены траты на авиаперевозки для официальных делегаций. Видимо, скандальный опыт Николая Рудьковского, слетавшего в Париж за госсредства в 2007 году, ничему не научил парламентариев.

Ну, и последняя примечательная норма была введена в тело закона по инициативе Ярослава Сухого. Депутат предложил, чтобы участники тендера, сумма закупки которого равна или превышает 10 млн. грн. страховали выполнение своих обязательств. При этом пул страховщиков будет определен Кабмином. Терехин не без сарказма рокомментировал эту норму так: “Думаю, на конец недели мы дадим перечень страховых компаний, как обязательных для коррупционных откатов”.

Теперь остается дождаться, пока Президент подпишет закон и пройдет 60 дней со дня его публикации. Вот тогда и заживем по-новому — не без коррупции, но с новыми правилами для нее.

Сергей Головнев, Укррудпром

Коментарі

коментарів

Дата публікації: 18-05-2011 9:17 | Кількість переглядів  переглядів

Подiлитись посиланням:




Все про: , , , , , , , , , , , , , , ,

Читайте по темі

Закрити
Вам подобається Спротив? Приєднуйтеся до нас!

Facebook

Twitter

bigmir)net TOP 100 статистика Rambler's Top100